Плавучая, подземная и кочевая
Как работает якутская мобильная школа, которая входит в список 10 необычных учебных заведений мира
В село Харыялах Оленекского района Якутии прибыла школа. Это маленький домик на колесах, с классом, рассчитанным на 10 человек, туалетом, небольшими подсобными помещениями, со всей необходимой мебелью и оборудованием — партами, учительским столом, доской.
Такое необычное школьное «здание» скоро отправится в тундру, чтобы ребята из семей оленеводов могли учиться и в то же время оставаться рядом с родителями.
Приобретен мобильный класс был специально для кочевой школы «Кенэлэкэн», которая за много лет работы подготовила несколько поколений выпускников.
Как работают кочевые школы, какие учителя в них трудятся, как им приходится готовиться к урокам в тундре, на стойбищах оленеводов — об этом «Русская планета» беседует с директором школы «Кенэлэкэн» Кларой Кирилловой.
– Клара Васильевна, в школе «Кенэлэкэн» радуются новому мобильному классу. Но он пока один, а школа работает уже давно. Как же учителя справлялись раньше?
– Действительно, мобильная школа — большая помощь нам. Ее купили для «Кенэлэкэн» по республиканской программе, которая так и называется «Кочевая школа» к нашему юбилею: «Кенэлэкэн», которая считается филиалом средней школы Харыялаха, в этом году исполняется 25 лет.
Идея создать кочевую школу появилась именно у нас, в Оленекском районе. Работать мы начали в 1991 году, когда еще не было каких-то специальных программ. Сейчас наш опыт переняли уже многие улусы.
До сегодняшнего дня работали как? Приезжали учителя на стойбище, жили там, пока занятия идут, объясняли, что надо, ребятам. Кочевали вместе с оленеводами, работали иногда в специальных чумах, а иногда и в тех, где люди живут. Потом, на каникулах, уезжали домой. Все это придумано было для того, чтобы дети оленеводов не расставались с родителями, и в то же время могли учиться.
В советское время накануне учебного года ребят вертолет собирал по стойбищам и отвозил до следующего лета в интернаты. Бывало и так, что дети оленеводов и вовсе никакого образования не получали, даже начального. А тут они и живут с семьями, и учатся. И заодно усваивают секреты нашего национального занятия — оленеводства. Сейчас в Якутии принят республиканский закон «О кочевых школах», и сейчас это обязательное и повсеместное явление. Но первыми были мы.
– Клара Васильевна, вы говорите, что учителя кочевых школ приезжали и приезжают в тундру. Неужели весь педколлектив в полном составе?
– Нет, конечно. Ездит один учитель. Ведь кочевые школы рассчитаны на учеников начальных и средних классов, до 9-го включительно. И один учитель, прошедший специальную подготовку, преподает им все предметы. В конце учебного года ребята сдают экзамены, пишут контрольные, подтверждая свои знания. А старшеклассники либо уезжают учиться в обычные поселковые школы, либо приезжают туда сдавать зачеты.
– Расскажите о ваших учениках.
– Сейчас в школе «Кенэлэкэн», во всех классах, учатся шесть человек. Выпускников за 25 лет работы у нас было 22 или 23 человека. Они работают в самых разных профессиональных областях. Кто-то, как родители, стал оленеводом. Есть учитель, художник, экономист. Кто-то недавно поступил в институт, а кого-то забрали в армию. Все как во всех школах.
– Правда ли, что именно со школы «Кенэлэкэн» начинались проекты Якутии в сфере сотрудничества с ЮНЕСКО?
– Да, наш опыт изучался специалистами этой организации. И якутский проект «Кочевые школы» тоже отсюда пошел. Между прочим, школа «Кенэлэкэн» входит в список 10 самых необычных школ мира, составленный ЮНЕСКО. Кроме нас там есть еще плавучая и подземная школы, школа без дисциплины и еще какие-то.
Наши “индейцы” грамоте обучаются, а американские? Но кто-то же обязательно скажет, что это “пыль в глаза”, а на самом деле всё хреново у нас в стране.