Русский бизнес: проверки сгорят в огне реформ
Реформа государственного контроля и надзора начала созревать в России ещё в 2009 году. Уже тогда нашим чиновникам было понятно, что сфера госконтроля над бизнесом должна регулироваться чёткими и максимально ясными формулировками, дабы российских предпринимателей постоянные проверки не отвлекали от выбранной деятельности, а неподъёмные штрафы не ставили крест на мечте об обогащении.
Предложение начали активно разрабатывать, но темпы преображения идеи в готовый законопроект всё равно были достаточно низкими. Инициаторам приходилось учитывать все подводные камни, дабы после проведения реформы не возвращаться к ней с бессчётным числом поправок.
Окончательный вид законопроект приобрёл в 2014 году, однако, после был отправлен на доработку. И вот, 30 декабря 2015 в рамках борьбы с экономическим кризисом Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву подготовить «дорожную карту» для скорейшей реализации реформы. «Кошмарить бизнес», по словам президента, давно пора прекращать. Чем же хороша ожидаемая реформа?
Во-первых
Издержки предпринимателей будут значительно снижены. Произойдёт это за счёт того, что количество контрольно-надзорных мероприятий будет уменьшено, как минимум, в два раз, а за несерьёзные правонарушения отменят штрафные санкции. Эти меры, по оценкам экспертов, увеличат ВВП на 4%.
Например, за лёгкие правонарушения предлагается не наказывать бизнесменов финансово, а выносить административное наказание в виде предупреждения. Конечно, речь не идёт о правонарушениях на предприятиях с серьёзными общественными рисками таких, как атомная станция или нефтеперерабатывающий завод. Всё же на них и малейшая оплошность может привести к печальным последствиям в лице техногенной катастрофы, следовательно, на подобных объектах всё должно быть идеально.
Также не стоит вопрос о применении предупреждений для среднего бизнеса, тесно связанного с «опасными объектами». В большей степени речь идёт о таких нарушениях, как невыдача чека кассиром при покупке или наличие поддонов на магазинных складах. Тут вполне можно ограничиться и предупреждением. Особенно при первой проверке.
Во-вторых
Планируется сократить количество надзорных ведомств и министерств, а с тех, которые останутся, будут сняты дублирующие функции. Безусловно, это сулит сокращения в чиновничьей среде, однако, избавление государственного бюджета от содержания синекур сулит не только прирост казне, но и распределение этих средств на индексацию зарплат в других бюджетных областях.
Например, если большую часть контроля и надзора за бизнесом делегировать субъектам Российской Федерации, то надобность в некоторых региональных подразделениях органов исполнительной власти отпадёт. Правда, не все регионы готовы брать на себя такую ответственность, так что этот пункт ещё дорабатывается.
В-третьих
Также предлагается убрать такое явление, как «анонимная жалоба». Личность заявителя, доносящего на нарушения какого-либо предприятия, должна быть обязательно идентифицирована. Так можно будет эффективно бороться с ложными доносами, а количество информаторов резко поубавится, ведь ни для кого не секрет, что большая их часть строчит жалобы исключительно из чувства мести к бывшему работодателю, а, быть может, из каких-либо других далеко не светлых побуждений. Например, если брать в расчёт клиентов торговых точек, то многие их них, не зная российского законодательства, предъявляют необоснованные претензии, зачастую перетекающие в жалобы, которые государственные органы вынуждены обрабатывать.
Эта мера, я думаю, так же уменьшит нагрузку на ведомства, которые будут заниматься госконтролем и надзором в сфере предпринимательства.
Кто и когда?
После того, как 30 декабря 2015 года президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву разработать «дорожную карту», основные организации, помогающие правительству в разработке реформы, не поменялись.
Это по-прежнему Минэкономики, Минфин, Минюст и министр без портфеля Михаил Абызов, координирующий деятельность организации «Открытое правительство». Также в разработке реформы принимают активное участие представители российского бизнеса.
В правительство доработанный законопроект должен быть внесён до 1 июня 2016 года, а уже с 1 января 2017 года шесть пилотных ведомств, на которые приходится 80% контроля, должны будут перейти на новую систему государственного надзора. В идеале, по словам того же Абызова, должны будут перейти все, однако, не исключено, что ряд сложностей по исполнению нового законопроекта на первых порах всё же предвидится.