Импортозамещение в действии: Отечественные катализаторы для российской нефтепереработки
У нас бытует миф о том, что экономика России держится только на продаже сырой нефти. На самом деле, три четверти нефтяного экспорта приходятся на продукты переработки нефти. Лидером в переработке нефти является Роснефть, на предприятиях которой за прошлый год было переработано 86.6 млн. тонн сырой нефти. Всего в России действуют 32 крупных и 80 мелких нефтеперерабатывающих завода общей мощностью 273 млн. тонн нефти.
Россия полностью обеспечивает себя топливом.
Ещё в 2011 году была принята программа по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и вводу новых мощностей вторичной переработки нефти. В июле 2011 г. вертикально-интегрированные нефтяные компании подписали соответствующее соглашение с ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом. В ходе модернизации НПЗ до 2020 г. нефтяные компании реконструируют и построят на своих предприятиях 124 установки вторичных процессов. Реализация программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей предполагает качественный скачок в развитии отрасли.
Из нефти можно получать много полезных веществ. Только для этого нужны катализаторы. Раньше их покупали заграницей, но сейчас в рамках программы импортозамещения, наши учёные из Томского государственного университета разработали катализаторы, превосходящие лучшие мировые аналоги.
Катализаторы
Что такое катализатор? В голове большинства людей – это что-то, связанное с пробирками и пипетками. Автолюбители знают это слово, поскольку используют катализаторы для дожига выхлопных газов. Катализатор – это вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но само не входит в продукты реакции.
Катализаторы также позволяют значительно смягчить условия реакции. Например, чтобы получить аммиак без катализатора, нужно нагреть газовую смесь до 2200 градусов при давлении 1000 атмосфер, а с катализатором – только до 600 градусов при давлении 10 атмосфер. Естественно, оборудование, выдающее 1000 атмосфер куда дороже и капризней, чем предназначенное для работы с давлением в 100 раз меньше.
Таким образом, катализаторы играют важную роль в химической промышленности. Без них очень многие продукты было бы невозможно получать в промышленных масштабах. Или это потребовало бы слишком больших материальных и энергетических затрат.
Не обходится без них и нефтехимия. Гидроочистка – это очень важная часть переработки нефти. Этот метод позволяет удалить из нефти сернистые соединения. Наличие этих соединений, например, в бензине разъедает двигатель автомобиля, значительно уменьшая его срок службы. А процесс гидроочистки не только повышает качество бензина, но и дает в качестве побочного продукта серную кислоту.
Импортозамещение
В российской нефтехимической отрасли до сих пор 97% катализаторов для гидроочистки были иностранного происхождения. Планируется уменьшить количество импортных катализаторов гидроочистки до 55% к 2020 году.
До недавнего времени у нас совсем не было собственных катализаторов для производства полиэтилена, полипропилена и полистирола. В прошлом году в рамках импортазамещения «Нижнекамскнефтехим» открыл катализаторную фабрику. По планам Министерства энергетики замещение импорта к 2020 году в этом сегменте должно достигнуть 55%.
Производства
В Омске уже построена фабрика по производству катализаторов для нефтехимической отрасли. Сейчас на Омской катализаторной фабрике выпускаются бицеолитный катализатор крекинга марок А, Б, М, Н. Также осуществляется производство моноцеолитного катализатора серии "ЛЮКС" и ряда других. Во втором квартале 2016 года предполагается приступить к выпуску усовершенствованной марки катализатора каталитического крекинга.
Ежегодная мощность фабрики составляет 3 тыс. тонн катализаторов каталитического крекинга. За счет строительства нового комплекса предполагается нарастить производительность фабрики до 15 тыс. тонн по катализаторам каталитического крекинга и 6 тыс. тонн по катализаторам гидроочистки и гидрокрекинга в год. Совокупный объем инвестиций в проект, который рассчитан до 2025 года, составит 11 млрд рублей.
В сегменте базовых полимеров к замещению предложены полиэтилен (на 100%), полипропилен (на 100%), поливинилхлорид (на 90%), полиэтилентерефталат (на 100%).
Во многом ожидания ведомства в области импортозамещения полиолефинов связаны с запуском "ЗапСибНефтехима" СИБУРа. Ещё в прошлом году замминистра энергетики Кирилл Молодцов на специальном совещании правительства в Воронеже заявил, что вопрос замещения импорта в сегментах линейных полиэтиленов и полиэтиленов высокой технологической насыщенности может решиться после введения в эксплуатацию тобольской площадки.
На коллегии Минэнерго глава ведомства Александр Новак подчеркнул, что на сегодняшний день принято восемь отраслевых планов по импортозамещению.
«Целевым индикатором является сокращение доли импорта с 60 до 43% в 2020 году. Это минимальный показатель. Естественно, к каждому показателю, в процессе реализации планов, мы будем подходить более жестко. – подчеркнул А. Новак. – Ключевой задачей является разработка подробных технических заданий с выходом на отраслевой заказ промышленности».
Инновации
Вот в Томском государственном университете и занялись разработкой катализаторов для отечественной нефтехимической промышленности. Томским учёным удалось не просто воспроизвести импортный аналог, а сделать новое вещество, которое превосходит зарубежные катализаторы по своим качествам. Наш катализатор превосходит импортный аналог и по лёгкости получения – всего одна стадия и готово.
Разработка химиков фактически ТГУ готова к промышленному тиражированию. На данный момент завершено строительство цеха по производству катализатора на промышленной площадке ЗАО «Промкатализ» (г. Рязань). Работа в рамках правительственного гранта завершится в 2016 году, после этого планируется запуск масштабного производства.
Добавим, что создание новой технологии синтеза катализаторов позволит не только обеспечить продуктом высокого качества российскую нефтехимическую промышленность, но и экспортировать его за границу. Таким образом, экономика России получает дополнительные экспортные товары высокой добавочной стоимости и все дальше отходит от продажи первичных ресурсов за рубеж.
Источник: Слово и Дело