Вылечим по-нашему: отечественных лекарств становится больше
Очень хочется быть всегда здоровым и не болеть, но не всегда это получается. Приходится идти к врачу, а потом в аптеку за лекарствами. Лекарства - жизненно важная вещь. Где бы мы были без антибиотиков?
Если в первом химическом справочнике Бейльштейна, изданном в конце XIX века, содержались описания 1500 веществ, то на настоящий момент химикам известно более 105 млн веществ, а примерно каждые две секунды регистрируется новое химическое соединение. Как же из этого огромного массива выбрать те вещества, которые могут стать лекарствами? Над этим работают химики-фармакологи всего мира, в том числе и в нашей стране.
Бытует мнение, что у нас засилье западных фармакологических концернов. Конечно, отечественной дотационной фармацевтике тяжело пришлось после развала СССР, в котором было принято считать, что лекарства должны быть максимально дешевыми и доступными - выздоровевший рабочий их стоимость потом отработает на заводе. Так что для невидимой руки рынка наша фармацевтика стала легкой добычей, освобождая места для зарубежных аналогов лекарств. Но ситуация постепенно меняется. Наши фармакологические институты имеют в своём активе не только былые заслуги, но и в наше время активно работают и разрабатывают новые уникальные препараты. Уникальные лекарства от наших учёных.
Есть в Иркутске замечательный институт химии имени А.Е. Фаворского, который изначально создавался для проведения фундаментальных исследований в области фармакологии. В самом деле, не можем же мы перебирать все известные вещества и пробовать их наобум. Тут нужна систематическая работа со знанием и химии кандидатов в лекарства, и биохимии человека и болезнетворных организмов, и как будет действовать лекарство. Среди былых заслуг института более 2 тысяч лекарственных препаратов. Многие жизни спас противоожоговый ранозаживляющий бальзам Шостаковского, который производится и используется и в наше время.
Создатель бальзама член-корреспондент АН СССР Михаил Фёдорович Шостаковский наладил производство поливинилпирролидона и синтетической плазмы крови, которые тоже спасли множество жизней. Особой гордостью института является разработанное академиком Иваном Николаевичем Назаровым очень мощное ненаркотическое обезболивающее средство – промедол. Промедол используется до сих пор. Академик Михаил Григорьевич Воронков, будучи на посту директора Института, открыл в нём совершенно новое не только в нашей стране, но и в мире направление фармакологии, основанное на использовании кремнийорганических соединений.
Наиболее выдающиеся из разработанных в этом направлении препаратов – это трекрезан и крезацин. Они используются для поддержания работоспособности человека в экстремальных условиях, например, в космосе. Сравнительно недавно из стен Иркутсткого института химии им. А.Е. Фаворского вышли три уникальных препарата: лекарство от туберкулёза Перхлозон, первый в мире антидот оксида углерода и других продуктов горения Ацизол и противоатеросклерозный препарат Агсулар. Первые два вошли в список жизненно необходимых лекарств. Агсулар находится в стадии доработки.
Противотуберкулёзный препарат Перхлозон – первый за 40 лет препарат, способный уничтожать все штаммы туберкулёзной палочки, устойчивые ко всем другим препаратам. И хотя на поиск такого средства были направлены усилия богатейших фармакологических концернов мира, успех пришёл к нашим учёным. Перхлозон производится заводом «Фармсинтез» и поставляется в клиники. И, хотя это лекарство нужно абсолютно всем туберкулёзникам мира, транснациональные гиганты «Байер», «Джонсон-и-Джонсон» и «Пфайфер» фактически блокируют выход Перхлозона на международный рынок. Перхлозон есть только в России.
Ацизол – первый и единственный в мире препарат, который не только устраняет последствия отравления угарным газом и другими продуктами горения, но и предотвращает их. Он абсолютно необходим пожарникам, жертвам пожаров, а также людям, оказывающимся в зоне задымления во время лесных пожаров. Пригодится он и постовым, несущим службу на загазованных улицах мегаполисов. Уже есть приказы по Министерству обороны, МЧС и Минздраву о включении Ацизола в индивидуальные аптечки.
Иркутский институт химии, конечно, не единственный в стране, который работает над получением новых лекарств. Академики Олег Николаевич Чупахин и Валерий Николаевич Чарушин из Института органического синтеза им. И.Я. Постновского занимались разработкой противовирусных и антибактериальных препаратов, среди которых пефлоксацин и левофлоксацин. За свои работы они удостоились Государственной премии.
Нужны химики-технологи Несмотря на сложности, которые претерпевала наша фундаментальная наука, в нашей стране сохранилась школа высококлассных специалистов в области органической химии – химиков-синтетиков. Они входят в мировую элиту химической науки. Но есть недостаток химиков-технологов, ориентированных на фармакологию. Как говорится, это привет из 90-х, когда убивали отечественное производство лекарств, расчищая площадку для «Байера» и иже с ним.
Подготовка химиков-технологов – это важнейший пункт, необходимый для успешного выполнения программы импортозамещения в сфере лекарств. Иркутский институт химии предложил создать научно-образовательный технологический комплекс, который позволит устранить этот пробел. Тем более, что есть и техническая база, и преподаватели. Осталось только начать. И это будет в скором времени сделано, поскольку у правительства страны есть понимание проблемы.
Очень важно, что изменилось настроение в среде наших учёных. Бытовавшие в 90-х апатия и «поравалительские» настроения ушли. Они видят, что государство поворачивается к науке лицом, и пусть ещё не все потребности удовлетворяет, но процесс, как говорится, пошёл. Русский учёный – больше не «лишний» человек в нашей стране. И следует заметить, что русские учёные всегда были не только высококлассными профессионалами, но и людьми широкой души и патриотами своей Родины. Мы ими гордимся по праву.
Сергей Черкасов