Польша прячется от ЕС за спиной НАТО
В последнее время поляки не устают радовать новостями. То посла немецкого "для беседы" вызовут, то о желании расширить контингент войск НАТО на своей территории объявят. В качестве причины такого желания обозначена мифическая угроза со стороны России. Однако последние события заставляют усомниться, что Польша больше всего обеспокоена нашествием с Востока.
Под конец 2015 года Польский сейм принял поправки в закон о средствах массовой информации. Победившая на последних выборах партия «Закон и Справедливость» решила, что польские СМИ чувствуют себя слишком вольготно и нуждаются в усиленном государственном контроле. Ну а поскольку у партии «ЗаС» большинство в парламенте, то поправки были приняты.
На данный момент правительство Польши может без объяснений снимать с должности руководство телерадиокомпаний и назначать другое на свое усмотрение. Причем не только может, но и будет. Правительство не скрывает, что это только первая часть реформ. Вторая начнется уже после замены руководства польских СМИ.
Это называется "свобода слова в развитом европейском государстве".
Такое неприкрытое пренебрежение принципами свободы информации не встретило понимания в высших кругах ЕС. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер назначил заседание по вопросам польской информационной политики на 13 января. Комиссар ЕС по цифровой экономике и обществу Гюнтер Эттингер предлагает применить в отношении Польши специальный механизм по контролю над соблюдением верховенства закона в странах ЕС.
Смысл есть. Пользуясь имеющимся большинством, партия «ЗаС» вместе с поправками в закон о СМИ протащила через сейм реформу Конституционного суда Польши. В результате реформирования состав суда расширился за счет представителей правящей партии, а критерием принятия решений стало не простое, а квалифицированное большинство. Таким образом, «ЗаС» получает возможность блокировать неугодные законы.
В случае если Еврокомиссия решит, что такие действия нарушают верховенство закона в Польше, страну могут временно лишить права голоса в ЕС, а также приостановить выплату дотаций. А поляки являются самым крупным получателем дотаций — 14 миллиардов евро в год.
Ответ Варшавы
Естественно, упускать такие средства Варшава не хочет. Но и от контроля над СМИ и судом отказываться не собирается. Вместо этого польские политики применили хитрую тактику защиты. Они заявили, что поскольку Гюнтер Эттингер немец, то значит, он выражает не мнение Евросоюза, а мнение Германии. И начали плясать от этого.
В адрес Берлина посыпались просьбы проявить снисхождение к соседу, обвинения, что Германия видит в Польше лишь источник дешевой рабочей силы и прослойку между собой и Россией. Немцам дали понять, что примирение и взаимопонимание между двумя странами в самом центре Европы послужит символом преодоления кризиса еврозоны, а также предложили быть потактичней и вспомнить, что польско-немецкие отношения отягощены преступлениями Германии во Второй мировой войне.
Казалось бы, кого могут обмануть отсылки к войне, закончившейся 70 лет назад, когда речь идет о явном несоблюдении принципов ЕС сейчас? Однако у Польши есть время на поиск дополнительных аргументов в свою пользу. Само заседание Еврокомиссии пройдет 13 января. Но даже если будут обнаружены нарушения, то никаких скорых мер не ожидается. Дело пойдет в Суд Евросоюза, который и вынесет окончательное решение. А это явно нескоро. В лучшем случае к лету, а то и в следующем году. За это время Варшава успеет провернуть план «Б»
План «Б» Варшавы
Евросоюз силен, но есть организация авторитетней. С марта 1999 года Польша является членом НАТО. Эта организация будет постарше Евросоюза, да и руководитель в ней другой. Соединенные Штаты формально поддерживают принципы законности и демократии, но на шалости Польши вполне могут глаза закрыть. Особенно если на польской территории будет расположен значительный контингент войск НАТО.
Напрямую Соединенные штаты просить о вводе войск бесперспективно. Вашингтону необходимо обозначить личную озабоченность нарушением прав и свобод в Польше. А вот коллегиальное решение вполне допустимо; Варшаве нужен союзник.
Сдерживающим фактором в деле расширения американского (натовского) присутствия на польской земле является Германия. Немцы прекрасно понимают, что базы НАТО в непосредственной близости к границам России ни к чему хорошему не приведут. Значит, надо зайти с другой стороны. И Польша решает попытать счастья на том берегу Ла-Манша.
Поддержать Польшу в ее стремлении разместить у себя побольше натовских военных может Великобритания — вторая по авторитетности после Соединенных Штатов страна в Североатлантическом альянсе. Мнение Великобритании перевесит мнение Германии. Особенно если Польша продолжит усиленно напоминать, кто тут победители. Правда, британцы не станут что-то делать просто так. Но у Польши есть что посулить.
Недавно Дэвид Кэмерон выдвинул требования к ЕС, среди которых есть и ужесточение миграционного законодательства. Причем речь идет не о беженцах с Ближнего востока. Премьер Британии озабочен внутренней миграцией в ЕС. Согласно нынешним правилам жители входящих в Евросоюз стран могут приезжать в Великобританию и там претендовать на социальные выплаты и привилегии наравне с местными жителями. Этим активно пользуются граждане Польши, поэтому Варшава выступила резко против требований Кэмерона.
Но когда это было… Сейчас глава МИД Польши Витольд Ващиковский придерживается более мягкой позиции:
«Нам крайне сложно согласиться на какую-либо дискриминацию, если только Великобритания не поможет нам в реализации наших амбиций во время саммита НАТО в Варшаве».
Вот это поворот.
Польским властям, конечно, жалко своих соотечественников, проживающих на туманном Альбионе, но 14 миллиардов евро ежегодных инвестиций им жалко гораздо больше. А в усилении своей роли в НАТО Польша видит возможность, опираясь на авторитет США, диктовать условия Евросоюзу. Ради этого можно и поступиться интересами своих уехавших на заработки сограждан.
В заключение
Евросоюз никогда не отличался абсолютным единодушием входящих в него стран. Всегда найдется кто-то недовольный общей политикой. Однако в последнее время центробежные тенденции только усилились. Одним из наиболее ярких примеров такого рода служит нынешняя попытка Польши спрятаться за спиной НАТО от последствий нарушения правил Евросоюза. Насколько эта попытка окажется результативной и как она повлияет на будущее ЕС — покажет время.
Сергей Черкасов