Операцию ВКС РФ в Сирии не раз называли рекламной акцией Минобороны. В целом это не так, задача нашей авиации в сирийском небе — уничтожение боевиков ДАИШ. Но нет ничего удивительного, что некоторые государства, убедившись в высоких боевых качествах наших самолетов, захотят приобрести несколько штук для собственной армии.
Так и произошло. Глядя на успехи нашей авиации Алжир, наконец, определился со своей военной стратегией и решил, приобрести партию фронтовых бомбардировщиков Су-32 (Су-34 в экспортной модификации) для собственных нужд.
Эпопея с алжирским заказом тянется с 2011 года. Вооруженные силы этого государства практически полностью укомплектованы техникой советского и российского производства, и модернизировать их за счет российского же бомбардировщика казалось логичным. В таких условиях менять поставщика — не самая лучшая идея. Оправдать подобное решение с точки зрения экономики крайне сложно. Но политические разногласия в руководстве Алжира едва не вылились в отказ от надежного партнера в пользу западных компаний.
Тем не менее в самом начале 2016 года Алжир все же принял решение в пользу российской оборонной промышленности, став первым в истории государством, заказавшим экспортный вариант Су-34. Этому немало поспособствовал текущий курс рубля, который делает продукцию нашего ВПК заметно выгодней. Также сказались низкие цены на нефть. 90% экспортных доходов Алжира приходятся на торговлю углеводородами, так что вопрос цены перевесил политическое лобби некоторых алжирских чиновников.
Всего сообщается о заказе на 12 Су-32 в бомбардировочной модификации. Сумма контракта оценивается в 500 млн долларов США. Самолеты идут в бомбардировочном варианте. Однако впоследствии заказ может быть расширен до 40 самолетов со сроком поставки до 2022 года. Причем часть Су-32 будет в разведывательной модификации и в варианте самолета радиоэлектронной борьбы. Для этого бомбардировщики оснастят комплексом «Хибины», который, как следует из фотографий с аэродрома в Латакии, уже применяется в Сирии.
Собственно, сирийский опыт и стал для руководства Алжира решающим аргументом. Природные условия в этих странах похожи. Задачи, которые предстоит решать нашим бомбардировщикам в Алжире, приблизительно совпадают с теми, которые они выполняют в Сирии. А возможности наших Су-34 на голову превосходят все, что могут в этой нише предложить другие производители.
По большому счету Су-34 — это не фронтовой бомбардировщик, а истребитель-бомбардировщик. В отличие от Су-24, который он призван заменить в войсках, «Утенок» обладает ракетами воздух-воздух средней дальности, причем может обстреливать ими цели в задней полусфере. Для этого в хвостовой балке, выходящей за пределы сопел двигателей, смонтирована дополнительная РЛС заднего обзора.
С другой стороны, дальность полета значительно превышает возможности обычного истребителя. С подвесными топливными баками и с дозаправкой в воздухе самолет может совершать полеты длительностью до 10 часов. А это приближает его к возможностям стратегической авиации. Для удобства экипажа в многочасовых полетах за креслами широкой кабины Су-34 имеется прогулочное пространство, где можно встать в полный рост, полноценный туалет, мини-кухня и даже спальное место на одного человека.
Перечислять достоинства Су-34 можно долго. Титановая бронекапсула и система катапультирования обеспечивают высокую выживаемость экипажа. Причем наши катапультные кресла не отличаются такой требовательностью к пилоту, как те, что стоят на «суперсовременном» американском F-35. Средства радиоэлектронной борьбы отличаются разнообразием и высокой мощностью. Бортовая РЛС обнаруживает крупные цели за 250 километров, а легкие истребители за 90. Самолет в состоянии садиться и взлетать с неподготовленных аэродромов вплоть до автомобильных шоссе.
Но главная изюминка нашего бомбардировщика — это оборудование для точного наведения бомб и ракет при атаке наземных целей. Именно это обеспечивает высокую результативность Су-34 в борьбе с террористами. Фактически он может класть обычные авиабомбы с такой же точностью, с какой страны НАТО используют корректируемые авиабомбы с наведением через GPS. А ведь высокоточные боеприпасы в несколько раз дороже.
Так что выбор Алжира вполне оправдан. Ну а наши предприятия получили крупный заказ на высокотехнологичную продукцию. Последние два года Новосибирский авиазавод, который выпускает эти самолеты, работает с опережением графика. Уже 75 машин в войска поставили. Так что должны суметь и для Алжира заказанное построить, и план поставок в ВКС России выполнить. И кто после этого заявит, что экономика России живет только перекачкой нефти за рубеж?
Илья Новицкий
Поделиться:
Записи на схожие темы