Российские самолеты в небе над Турцией
Можно ли считать турецкое небо безопасным? Уж если турки над сопредельным государством осмеливаются чужие самолеты сбивать, то что им в голову взбредет на своей территории? Но это не значит, что российским военным самолетам в воздушное пространство Турции вход заказан.
С 14 по 18 декабря текущего года над территорией Турции пройдет разведывательный полет российского Ан-30Б с инспекторами Минобороны на борту. Пройдет совершенно легально, в рамках Договора по открытому небу. Аналогичные полеты регулярно проводятся всеми участниками Договора в рамках установленных квот.
Разумеется, не без исключений. Так американцы, например, отказали нашим самолетам в праве проводить разведывательные полеты, мотивируя это несоответствием российской съемочной аппаратуры нормам Договора.
Логично, кстати. Текст Договора от 1992 года не предусматривал, что русские самолеты будут оснащены цифровыми носителями информации, там фигурируют фотопленки и магнитные ленты. Повод, конечно, формальный, но в рамки Договора укладывается, приходится соответствовать.
Но вернемся к Турции
Начальник национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков сообщает:
«В рамках реализации международного Договора по открытому небу российская группа инспекторов планирует выполнить наблюдательный полет на российском самолете Ан-30Б над территорией Турецкой Республики. Наблюдательный полет будет выполняться в период с 14 по 18 декабря 2015 года с аэродрома Эрзурум с максимальной дальностью до 1500 км».
Предыдущий полет состоялся в середине октября, но квота еще не выбрана, почему бы не провести еще одну проверку? Тем более что она хоть и плановая, но маршрут необходимо предоставить не менее чем за сутки до старта, после этого у принимающей стороны есть только четыре часа после на подачу претензий, если такие имеются. Так что если все сделать правильно, то времени на сокрытие более-менее крупных скоплений техники у инспектируемого попросту не будет.
Чтобы избежать возможных придирок со стороны Анкары был заменен самолет-разведчик. Вместо более современного, созданного специально для этих целей, Ту-2014ОН полетит заслуженный Ан-30Б. Но это не имеет решающего значения. Главное — район полета.
Аэродром Эрзурум расположен в юго-восточной части Турции. До границы с Ираком или с Сирией всего 300 километров. Заявленных полутора тысяч километров дальности хватит, чтобы пройти вдоль всей границы Турции с Сирией и Ираком, благо аэродром вылета и аэродром посадки могут не совпадать.
Естественно, ближе десяти километров от границы не входящих в Договор об открытом небе государств пролетать нельзя. Об этом нам ясно говорит второй пункт второго раздела шестой статьи Договора. Но нам этого хватит. Ведь нас интересует не сирийская территория, а непосредственно Турция. Точнее, южные приграничные области.
Сверху виднее
Скорее всего, лагеря подготовки боевиков ИГ с самолета сфотографировать не получится. Спрятать такие объекты более-менее реально, в конце концов, маскировка — одна из составных частей военной подготовки. Но есть и другие объекты, обнаружение которых не будет на руку Турции. Куда-то ведь должны деваться, например, доползшие до пункта назначения, но нуждающиеся в ремонте бензовозы. И группировка, вторгшаяся в северный Ирак, должна иметь какие-никакие, но линии снабжения.
Но даже если предположить, что туркам удастся все прибрать и подмести, то в результате полета Россия получит великолепные фотографии «до». И чем тщательнее будет приборка, тем разительней может быть контраст со спутниковыми фотографиями «после».
Совсем недавно министерство обороны как раз получило новый спутник «Космос-2513». Какая аппаратура на нем установлена, и какие задачи предстоит решать этому КА, знает лишь президент РФ, министр обороны и некоторое количество людей, которым положено по должности. Нельзя исключать, что новый спутник еще больше усилит контроль над Ближним Востоком.
Впрочем, сам факт того, что в небе над Турцией с инспекцией мирно пролетит российский военный самолет — уже неслабый удар по самолюбию Эрдогана. Отказаться он не может, ведь это равнозначно собственноручной подписи под обвинениями в пособничестве террористам. О выходе из Договора необходимо сообщать за полгода, а летом ситуация была не такой напряженной.
Даже сбить самолет не получится. Во-первых, полет официальный, маршрут известен заранее, пролегает он исключительно над территорией Турции. А значит, придется все валить на неконтролируемые вооруженные формирования, о которых, согласно Договору, необходимо предупреждать заранее и которых, согласно позиции Анкары, в Турции нет. А во-вторых, на самолете будут не только российские, но и турецкие специалисты, причем довольно дефицитные. Такими не размениваются.
Таким образом, гражданину Эрдогану остается только сидеть и слушать гул винтов российского Ан-30Б. Ну можно еще галстук пожевать, говорят, помогает.
Илья Новицкий