Бухара. Часть 1: ось Туркестана

1817 1
0_10e7e8_778f76c3_orig

 

Нынешняя Бухара - средних размеров (273 тыс. жителей) областной центр в 600 километрах от Ташкента, и это для неё не характерно: на протяжении даже не веков, а тысячелетий Бухара была городом №1 в Средней Азии (не зря же одно из её названий - Великая Бухария!), лишь в некоторые периоды оттеснявшимся с этого места Самаркандом: соперничество двух центров Согда-Мавверанахра-Туркестана сродни соперничеству двух российских столиц, только раз в десять подольше. Но если Самарканд называли Римом Востока, то Бухара - это скорее Восточные Афины, город купцов, мастеров, поэтов, учёных и святых, оставивший след на всём человечестве.

О Бухаре в узком смысле я расскажу в 8 частях, о Бухаре в широком смысле (включая показанный в двух прошлых частях русский город-спутник Каган) - и вовсе в 12. В первой части, традиционно, общее: история, колорит, люди и бесчисленные местные ремёсла.

Окрестности Бухары поражают количеством городищ, представляющих собой, как и всюду, такие вот глиняные лепёхи. Название Бухара изначально относилось ко всему этому огромному оазису в низовьях Зерафшана, и восходит то ли к санскритскому "вихара" ("обитель"), то ли к согдийскому "бухарак" ("удачное место"), словом - "место для жизни". Развитая цивилизация существует здесь уже порядка двух с половиной тысяч лет, и начиналась как союз городов-государств с сельскими округами, "нанизанных" на Великий Шёлковый путь:

2.
0_10e7e9_f607bd00_orig

Нынешняя Бухара поначалу была лишь одним из них и называлась тогда Нумижкет, а центром Бухарии были расположенные юго-западнее нынешнего города на краю пустыни Пайкенд и Варахша. Последняя служила резиденцей правителей, называвшихся Бухар-худаты - я так и не понял, был это титул или династия, правившая много веков. В остатках их грандиозного дворца археологи откопали несколько уникальных фресок - самую известную, со сценой охоты царя на гепардов (или гепардов на царя?) я так и не увидел и даже точно не понял, где она хранится, а вот фреска 6 века с просто гепардом в музее бухарского Арка:

2а.
0_10e7ea_31a89e99_orig

Но настоящим центром Бухарии, страны купцов, а не воинов, большую часть её истории был Пайкенд, известный хронистам тех лет как Медный город, и по одной из версий, в его Храме Огня была впервые записана "Авеста". Его положение действительно было уникально: близ устья Зерафшана, где сходились пути на запад из Китая (Зерафшан) и Индии (Амударья). Археологами там найдены остатки уникальных для Средней Азии по своей мощи укреплений, и даже в мусульманский период Пайкенд построил минарет заметно крупнее бухарского Каляна... увы, ныне всё это стало глиной, вот лишь отдельные фрагменты былого, наполнившие все бухарские музеи:

3.
0_10e7eb_bfaf3c57_orig

Само собой, как и все очаги среднеазиатской цивилизации, периодически Бухарию кто-то захватывал: в 5-6 веках это были эфталиты (они же "белые гунны", в те времена несториане, предки нынешних пуштунов), в 567 году - тюрки, против которых было несколько кровавых восстаний, а в 709 году - арабы под командованием легендарного Кутейбы ибн Муслима. Но даже покорившие пол-мира воины Халифата были поражены богатством Медного города, роскошью захваченной добычи и объёмами выкупов, которые предлагали за себя люди. Арабы пришли сюда не просто так: с 6 века бухар-худатами были правители Нумижкета, борошвиеся за власть с правителями Вардана, и за помощью к Куйтебе обратился бухар-худат Тугшада, пообещавший принять ислам. И хотя последнего бухар-худата арабский наместник казнил в 783 году за поддержку очередного восстания, все остальные князьки лишились влияния ещё раньше, и где-то в 8 веке мусульманский Нумижкет как единственная вотчина бухар-худатов стал называться Бухара. Какое-то время она сосуществовала с Пайкендом, но как чаще всего и бывало, его погубили не войны, а природа - к 11 веку, по мере роста населения, разобранный на арыки Зерафшан оскудел и перестал достигать Амударьи, поэтому жизнь сместилась выше по реке, и Бухара стала единственным центром оазиса.

3а.
0_10e7ec_d4c08097_orig

Сердцем Бухары при всех правителях был Арк - укреплённый холм в центре города, то ли останец, то ли насыпь (по легенде, его построил святой богатырь Сиявуш), то ли просто наросший за века культурный слой. Арк здесь - что в Москве кремль, в Лондоне Тауэр, в Пекине Запретный город, и даже больше - ни в одной из перечисленных столиц крепость не была центром так долго, потеряв эту роль лишь в ХХ веке. Арк, средоточие власти бухар-худатов, вали, ханов, эмиров и их военной силы, существовал как бы вне торгового города, высоко нависая над ним. В музеях Арка были сняты и три прошлых кадра:

4.
0_10e7ed_1d6e6609_orig

Вершиной бухарской истории был рубеж тысячелетий, когда вся персидская культура переживала свой Ренессанс. Халифат к тому времени порядком ослабел, и реальной властью на его перифериях обладали формально остававшиеся вассалами династии местных мусульман - так, Бухарой в 821-73 годах правили Тахириды, первые мусульманские правители Ирана. В Самарканде же примерно в эти годы росло могущество Саманидов - опять же персоязычной династии, к которой возводят свою историю нынешние таджики. В 875 году Наср ибн Ахмад был назначен наместником Самарканда, после чего послал халифа куда подальше и провозгласил свою империю, первое независимое мусульманское государство в Средней Азии, включавшее Маверанахр и Хорасан по разные стороны Амударьи. В 892 его брат Исмаил Самани перенёс столицу в Бухару - так и наступил её расцвет, и его не смогло прервать даже падение Саманидов, которых в 999 году покорили уже не только мусульмане, но и тюрки Караханиды (см. пост про их столицу Баласагун в Киргизии). Более того, именно в период этого перелома через Бухару прошли такие светила восточной мысли, как "король врачей" Авиценна (980-1037, родился близ Бухары, был придворным врачом Саманидов, затем Хорезмшахов и наконец правителей Исфахана), основоположник персидский поэзии Рудаки (был придворным поэтом Саманидов в начале 10 века), известнейший персидский поэт, а также астроном и математик Омар Хайям (жил в Бухаре в 1068-78 годах, с 20 до 30 лет) и многие другие, чья слава за тысячу лет померкла до удела знатоков.
Мавзолей Саманидов (892-907) - старейшее здание Бухары, а то и всего Узбекистана:

5.
0_10e7ee_76811adb_orig

Также саманидской считается мечеть Магоки-Атари в яме культурых слоёв, хотя перестраивалась она в 10-15 веках многократно, и как я понимаю, с тех времён остался лишь боковой портал. По легенде, мавзолей Саманидов был построен на месте зороастрийского храма Солнца, а мечеть Магоки-Атари - на месте Храма Луны, и более древний фундамент под ней правда есть:

6.
0_10e7ef_e9dd4bc3_orig

Хотя с падением Саманидии Бухара утратила роль столицы на полтысячи лет, всё равно она оставалась центром среднеазиатской торговли и мысли. Власть Караханидов продлилась до 1206 года, затем Бухару захватил Хорезм, а в 1220 году Среднюю Азию постиг свой локальный Конец Света - сюда пришёл Чингисхан.
Надо заметить, злейшим врагом монголов были именно мусульмане, вершиной монгольских войн стало разрушение Багдада чингизидом Хулагу в 1270-е годы. Чингисхан утопил Среднюю Азию в крови так, как Руси (кроме принявшей первый удар Рязани, который как известно "больше нет!") и в кошмарах не снилось: большинство здешних городов были действительно полностью разрушены и отстраивались, как тот же Самарканд, с нуля на новом месте. У Бухары, однако, было удивительное свойство договариваться - в 8 веке с арабами, а в 13 веке и с монголами. Сопротивление Чингисхану оказал только Арк, за что был разграблен и вырезан, бухарцам "на земле" же, по преданию, Чингисхан толкал речь с вот этой вот мечети Намазгох (1119-20), построенной для праздничных богослужений под открытым небом. Потрясатель Вселенной сказал тогда: "А не погрязли бы вы в пороках, послало бы вам Небо такую напасть, как я?".

7.
0_10e7f0_c2ac7d6e_orig

Домонгольских построек в Средней Азии сохранилось даже меньше, чем на Руси (при том, что уровень развития её на момент нашествия был явно на голову выше), и в Бухаре их целых 4 - три показанных выше, но в первую очередь - Великий минарет Калян (1127) высотой то ли 45, то ли 48 метров. Такие гигантские минареты, маяки Ислама, накрывавшие своим азаном весь город, строиолись именно в те времена (потом, видать, города стали слишком велики и маленькие минареты в махаллях оказались практичнее). Калян - это самая настоящая Ось Бухары, он виден практически со всего города, на него замкнуты перспективы даже советских проспектов.

8.
0_10e7f1_dfbc36a7_orig

...Одним из тех, кто показывал мне Бухару, был человек по имени Султан-хаджи, и из этого имени следует, что он бывал в Мекке. По его словам, Бухару во всём исламском мире знают и чтут, в том числе и те, кто спрашивали Султана "а что за страна такая - Узбекистан". Бухара была первым мусульманским городом Средней Азии, откуда это учение разошлось по всему краю, но главное даже не это. Рассказывая светскую историю Бухары, я не упомянул жившего в 8 веке (то есть ещё до Саманидов, на излёте Халифата в Средней Азии) Мухаммеда аль-Бухари, создавшего "Сахих" - вторую после Корана книгу мусульман-суннитов. Собственно, Сунна - это совокупности хадисов, священных преданий о жизни Пророка, следование жизненному пути которого - долг правоверного суннита (в отличие от шиита, для которого это скорее рекомендация). Первые века хадисы передавались в устной форме, попытки их записывать были и до Мухаммеда Бухарского, но аль-Бухари опросил более тысячи шейхов, проработал более 800 тысяч (!) хадисов, отобрал из них 7275 самых достоверных (так как каждый хадис имел "родословную" - цепочку, по которой передавался из поколения в поколение), и среди 6 канонических сборников его "Сахих" стал первым и крупнейшим.

9.
0_10e843_15674ff2_orig

Третьим вкладом Бухары в исламскую цивилизацию стал суфизм, мистическое течение ислама, и Бухара конечно не была его родиной даже в Средней Азии, но в 13-15 веках стала одним из его мировых центров. Суфизм в полуязыческом краю вообще хорошо прижился, впитывая местные традиции, и из 12 тарикатов (если очень упрощённо, это мусульманский аналог христианских религиозных орденов) здесь зародились три - хорезмийская Кубравия, степная Ясавия и бухарская Накшбандия, ставшая с 15 века едва ли не самой влиятельной ветвью суфизма, сильно повлияв на Среднюю Азию, Индию, Турцию и Кавказ. В Бухаре и её окрестностях находятся Семь пиров (то есть священных мест) - если мне не изменяет память, это сама Бухара, Кулял, Бахауддин, Чор-Бакр, Гиждуван, Шафиркан и Ромитан. Бахауддин - так звали самого Накшбанди - это место его мавзолея, а Кулял (на фото ниже) - место упокоение его учителя. Обратите внимание на шест с треугольным флагом - такими отмечены все пиры:

10.
0_10e7f2_7f215bcb_orig

Становление бухарского суфизма пришлось на тяжёлые времена бесконечных чингизидских междоусобиц и антимонгольских восстаний. В державе Тимуридов Бухара оставалась духовной и торговой столицей, но всё равно была в тени Самарканда с его великими стройками во славу Тамерлана. Но в 16 веке последний Тимурид Бабур бежал в Индию и возродил там свою династию как Великих Моголов, а Самарканд занял узбек-чингизид Махмуд Шейбани, чей племянник Убайдулла в 1533 году перенёс столицу в Бухару, с этого времени вновь ставшую главным городом Туркестана. Шейбаниды правили недолго, вершины могущества достигли при Абдалла-хане II, однако его потомки погибли в заговорах и войнах, и в 1601 году власть в Бухаре взяла Астраханская династия (даром что их вотчину к тому времени обживали урусы), с которой в общем-то и связан расцвет Бухарского ханства. Из трёх узбекских ханств оно было самым иранизированным (даже официальным языком считался персидский), самым теократическим, но - самым многолюдным и самым богатым. В 1753 году пресеклись и Аштарханиды: Мухаммед Рахим-бий из племени мангытов, ставленник персидского Надир-шаха, в васалитет которому фактически попала Бухара, очень аккуратно совершил дворцовый переворот, заняв трон сначала как аталык (регент), а с 1756 года и официальный правитель, но уже не хан (так как не был чингизидом), а эмир, при этом потеряв Хорасан. Ну а финал истории Бухарского эмирата - война с Россией, потеря Самарканда и признание царского протектората, и наконец уничтожение большевиками во главе с Михаилом Фрунзе - я рассказывал в прошлой части. Фрунзе стал третьим в истории чужеземцем (после Кутейбы и Чингисхана), который покорил Бухару.
Ну а нынешний "вес" Бухары, среди городов Узбекистана делящей 5-е место с жалким Нукусом, пожалуй наименьший за всю её историю.

10а. флаг Бухарского эмирата.
0_10cf6e_ee3e5422_orig

Теперь поговорим о том, что от этой истории осталось, так как её непрерывность породила впечатляющую материальную культуру, где зодчество - лишь вершина айсберга. Надо сказать, архитектура разных частей Средней Азии вроде и похожа, а вроде и отличается - думаю, глубина различий примерно та же, что между средневековым зодчеством Киева, Владимира, Пскова и Новгорода. Вот тут есть очень удобный обзор важнейших зданий Бухары по историческим эпохам, а тут - об особенностях бухарской архитектуры. Самые характерные памятники Бухары, как и всюду в Средней Азии - медресе, самый бухарский ансамбль (хотя встречается он и не только здесь) - кош, два здания фасадами друг к другу строго на одной линии. Так же обратите внимание на гулдасты - углоые башни без завершений. Менее очевидна разница пропорций, которая в среднеазиатской архитектуре обычно считалась от ширины главного портала: в Бухаре она обычно равнялась половине высоты и 1/5 ширины здания.

11.
0_10e7f3_40eb4ea6_orig

Ещё одна особенность: в других местах вход через портал обычно ведёт сразу во двор, фойе если и есть - то по бокам, а здесь наоборот - вход упирается в стену, которую огибает изогнутыми галереями с двух сторон. Вот тут справа - выход на улицу, а впереди и позади - проходы вовнутрь:

12.
0_10e7f5_329f7567_orig

И конечно - орнаменты из глазурованной плитки, и если к самаркандским я применял эпитет "танцующие", то бухарские - скорее "искрящиеся", до невольно возникающего треска фейерверков в ушах... человека и животных изображать, говорите, мусульманам нельзя? Однако же изображали, возможно из-за близости Персии, где этот запрет не прижился и вообще победил шиизм.

12а.
0_10e7f4_43b6a291_orig

В обычных же домах - резные деревянные двери. Саман и сырцовый кирпич недолговечны, во всей Средней Азии нет жилищ старше конца 19 века, но перестраивая дом, хозяева сохраняли его деревянный "скелет". Поэтому двери зачастую старше стен: по словам местных, им может быть и 300-400 лет (чаще порядка 200), а их узоры словно непрерывно продолжают традицию домонгольского зодчества, в котором они были каменными:

13.
0_10e7f6_f84d5573_orig

Вот ещё бухарская "фишка", которой я в других городах не видел - гендерная дифферинциация звонков: деревянный стук кольца о дверь адресован женщинам в доме, металлический стук палки-колотушки о бляшку - мужчинам. Так сказать, во избежание конфузов. И да, тут действительно свастика, на Востоке это древний и не запятнаный символ.

13а.
0_10e7fd_e535c1da_orig

Образцы деревянной резьбы, в том числе решётка и асо - посох странствующего суфия:

14.
0_10e7f7_aac7b6fc_orig

И в общем, Бухара просто поражает обилием своих народных ремёсел, которое можно оценить не только в музеях, но и на сувенирных развалах. Тут, конечно, должен предупредить, что я в этой теме далеко не спец, и не готов оказался разобраться не только во всех тонкостях региональных школ, но и не всегда могу отличить подлинник (пусть даже и массовый) от подделки. Последняя - то есть дешёвая штамповка, особенно многочисленная в ювелиреке и тканях - тут в основном из Индии, но в этом тоже что-то есть: индийскими товарами Бухара славилась испокон веков. Много, однако, на здешних и развалах и такого, что просто приглядевшись к одинаковым вещам, можно заметить на них мелкие и явно не специальные различия, оставленные живой рукой - особенно это касается ковки, чеканки, резьбы. Конечно, и это будут не творения мастеров из старых династий, не традиционное искусство (которое тут тоже есть, но его надо искать и в нём надо разбираться), но для сувениров уровень таких вещиц очень высок:

15.
0_10e7f8_45093a4c_orig

Вот например "бухарская миниатюра" - это искусство, продолжающее персидские традиции, вывез Махмуд Шейбани из Герата, "второй столицы" Тимуридов, которой стремился овладеть и таки сделал это всего на 3 года, прежде чем погибнуть в своей войне. Здесь было большое число миниатюристов, самые выдающиеся были  Шайх-зада, Махмуд Музаххиб, Абдулла. Бухарский стиль миниатюры был лаконичный, за счет укрупнения деталей, уменьшения количества персонажей и симметричной композиции (отсюда). С окончанием эпохи Шейбанидов бухарская миниатюра пришла в упадок и возродилась уже в наше время, не знаю, насколько близко к изначальному. Один из любимых сюжетов - "караван":

16.
0_10e7fb_12e1bad8_orig

На заднем плане видны миниатюры и расписные шкатулки - их древнюю традицию возрождали с опорой на современность, на основе русского Палеха, но с восточными сюжетами:

17.
0_10e7fa_21d6247d_orig

А на переднем плане и кадра выше, и кадра ниже - характерные пеналы, которыми Бухара просто завалена. Где-то расписные, где-то резные - про их историю я толком ничего не нашёл. Но в принципе народ тут был по средневековым меркам образованный, так что не удивительно:

18.
0_10e7f9_b95cbd8_orig

Тут кажется просто антиквариат, но книги напоминают о местной каллиграфии (коей больше славился Самарканд):

19.
0_10e7fc_657e396b_orig

В лавке с пряностями продают ещё чикичи ("печати" со штырями для нанесения узоров на тесто будущей лепёшки) и коробочки из сушёной тыквы, которые можно носить на поясе, а набивать, к примеру, насваем (местные к нему привычны и он действует на них как просто крепкий табак, а не наркотик, как для нас):

20.
0_10e7fe_b1f75963_orig

Ткани. Самые известные - плотный "радужный" икат (также известен как хан-атлас, но так его называют в главном центре этого ремесла - ферганском Маргилане, где он существенно лучше) и прозрачный невесомый шёлк:

21.
0_10e7ff_17b4f9d_orig

Последний, впрочем, именно бухарской спецификой не был, а в наше время значительная его часть на развалах и вовсе из Индии. Но так вышло, что шёлковые платки я покупал в Бухаре, долго торгуясь в бывших медресе с очаровательными девицами-лавочницами аргументами от "а у меня такой уже есть" (я) до "у меня сегодня день рождения" (они). Есть в Бухаре и свои сюзане, но на стене за платком висит купленное в самаркандском Ургуте нуратинское:

22. странное место на фото - мой дом.
0_10e800_2142c60d_orig

Куклы в бухарских народных тканях. Тоже, кстати, древний промысел, который пытаются возрождать:

22а.
0_10e801_a0ff496c_orig

Вообще, говорим "бухарец" - подразумеваем "человек в халате". Сейчас их носят разве что в глухих горных кишлаках Кашкадарь и и Сурхандарьи поверх рубашек и брюк. Халаты состоятельных бухарцев (или просто праздничные) в музеях:

23.
0_10e804_1d9e3c9_orig

Бухарская обувь от ичиг (высокие сапоги) до тапочек:

24.
0_10e805_dfc8b914_orig

И так как было в городе и много знати, даже в самые трудные времена утопавшей в роскоши, и богатых купцов, хаживавших от Европы до Китая, портные и сапожники порою создавали тут произведения искусства:

25.
0_10e803_70e5aae1_orig

Один из символов Бухары - золотое шитьё, существовавшее тут видимо испокон веков: старейшие предметы датируются 15 веком, но даже во фресках Пайкенда и Варахши есть изображения людей в расшитой золотом одежде. Старый знатный узбек в раззолочёных тюбетейке, сапогах да халате шёлка и иката - очень узнаваемый образ.

26.
0_10e802_93723e0b_orig

А вот вещица на стыке двух искусств, по происхождению кузнечная, а по применению как раз-таки швейная - хитро изогнутые ножницы для вырезания кружев. Сами ножницы-птицы, с хохолком мужские, а без него женские мне запомнились одним из самых ярких символов Бухары:

27.
0_10e806_c97c4f37_orig

На бухарских улицах немало лавок-кузниц, а по словам userinfo.gif?v=17080?v=133.5polikliet, и лучшие пчаки (характерные местные ножи) после уйгурских - именно бухарские и ташкентские, проигрывающие чустовским известностью просто потому, что делается их намного меньше.

28.
0_10e80a_6d8d0c6e_orig

Металлическая посуда, будь то блюда или кумганы (кувшины с носиками для омовения) - это уже по части чеканщиков:

29.
0_10e807_d2e259c3_orig

Вообще, по металлу работало около 40 разных видов усто, среди которых были даже медики, лечившие посеребрёной водой или прикосновениями горячего металла.

30.
0_10e808_c86e321e_orig

Почему-то толком не сфотографировал, а может даже и не видел ни разу настоящую бухарскую ювелирку, хотя и тут традиция богатейшая, древнейшая и в самых разных видах: "тилла-кош" (венец невесты), "мохитилло" и "каджак" (височные подвески), "зеби-гардан" и "нози-гардан" (нагрудные украшения), серьги "барг" (лепесток), "кундалсоз", "халка" и другие, браслеты, декорированные прорезной ажурной резьбой в стиле ислими, пояса для знати с крупными серебряными пряжками и многое другое. Как я понимаю, это колечко индийское, так как бухарцы специализируются на "кружевных" украшениях:

30а. фото Алины Литвиновой.
0_10e809_94995ce6_orig

Но самыми "бухарскими", наряду разве что с золотым шитьём, считаются два промысла - керамика и ковры, коим посвящены даже свои музей. Керамика занимает старую ханаку (суфискую обитель) Надир-Диванбеги (1619-20), глядящую фасадом на Ляби-хауз:

31.
0_10e80b_2ea5c20c_orig

Бухарская керамика пришла буквально "из тьмы веков" - вот например тарелочки из Пайкенда:

31а.
0_10e80c_3df15a36_orig

Чашки, пиалы и лампы домонгольских времён. Из такой примерно Алладдин вызывал джинна, а учитывая, что был он из Китая, а Китаем называли не страну Хань, а её тюркскую ойкумену (от кочевников-киданей), потомки Алладдина вполне могут быть среди узбеков, таджиков и уйгур.

32.
0_10e80d_27c95dbc_orig

Вот уже новое время - на заднем плане тарелка, на переднем - глиняные игрушки. Сейчас таких не делают, вернее делают не такие:

33.
0_10e80e_76eb40d8_orig

Нынешняя бухарская керамика - это в первую очередь Гиждуван, династия Нарзуллаевых, о чём я ещё расскажу отдельно, и канонические образцы её выглядят так:

34.
0_10e80f_fcd5fe8f_orig

Хотя улицы Бухары просто завалены самой разной керамикой, большая часть которого - ферганская (Риштан), там она самая дешёвая и самая массовая:

35.
0_10e810_d91f167e_orig

36.
0_10e811_29b69063_orig

37.
0_10e812_49169182_orig

Что же до бухарских ковров, то их музей обитает в уже знакомой нам древней мечети Магоки-Атари. Тут надо понимать, что Бухара и Самарканд делают ковры абсолютно по-разному, и даже более того - бухарский ковёр с тёплой гаммой и геометрическими орнаментами более известен миру в качестве туркменского ковра. Кто его изобрёл - бухарцы или туркмены - спорят по обе стороны границы:

38.
0_10e813_b6cda56f_orig

Честно говоря, и здесь не разобрался во всех направлениях, но сходу узнал киргизский ковёр на полу, знакомый мне по Кочкорке. Если верить музейному стенду, в Узбекистане бухарские ковры характерны для Кашкадарьи, Сурхандарьи, а также для среднеазиатских арабов - с этим народом, в отличие от среднеазиатских персов, мне пообщаться не довелось.

39.
0_10e814_1a49896a_orig

Самаркандские и персидские ковры - в них господствуют не геометрический, а растительный орнамент:

40.
0_10e815_ffacb8b2_orig

А это, кажется, собственно туркменские ковры, то есть по местной классификации - бухарские из Туркмении (поправьте, если ошибаюсь):

41.
0_10e816_2218258f_orig

Коврами и торгуют по всему городу. Мои попутчики приводили такой диалог с лавочником:
-Э, брат, возьми ковёр!
-А как я его домой повезу?!
-Да ничего, брат! Ты возьми, а мы его бесплатно в любую точку мира доставим!

42.
0_10e817_ecff00a8_orig

Геометрические фигурки людей и животных - тоже "фишка" бухарских ковров.

42а.
0_10e818_98845330_orig

Ремёсла дополняет достойная их гастрономия. Почему-то я так и не попробовал бухарских сладостей... вообще, 2 дня было преступно мало, я много не успел, в том числе и сходить на базар, как делал это в Самарканде, где был вдвое дольше. Бухара и Самарканд спорят за звание не только ремесленной, но и кулинарной столицы, и даже по тому немногому, что я тут отведал, предпочтение я бы отдал Бухаре. В центре города много кафе и ресторанов с пышными "восточными" интерьерами:

43.
0_10e819_818cbb1a_orig

Но Султан-хаджи возил нас в проверенные места на окраинах, где его самого знают и уважают (то есть плохого не дадут!), и куда лучше, чем в этих "дворцах" Старого города кормят в таких вот заведениях "для своих" с клеёнчатыми скатертями и ламинированными меню. Султан-хаджи ещё и показал нам кухни - вот например казан 19 века с надписью по ободку:

44.
0_10e81b_9688131b_orig

Чай из характерных для всего Узбекистана фарфоровых чайников с "хлопковым" узором, опять же всеузбекистанская сюзьма (тягучая сметана, кислая, как айран) и бухарский плов. В принципе последний - понятие очень растяжимое, мне например до поездки при этом словосочетании представлялся сладкий плов с курагой, изюмом и другими фруктами, а на самом деле там множество видов и комбинаций. Бухарский плов считается самым вычурным и сложным, и - очень сытным: как бы ни было вкусно, а эту тарелку я так и не осилил:

45.
0_10e81a_94795aa5_orig

Главным же впечатлением бухарской гастрономии стала халиса. Это мясо, которое с вечера закладывают в казан и томят до утра или до полудня, на выходе получая натурально мясную кашу. Местные едят её ещё и с сахаром, нам же хватила и овощей:

46.
0_10e81c_216772c1_orig

Даже сибирская кошка на самом деле слегка проапргрейженная бухарская кошка. Ведь Бухара очень активно торговала с Сибирским ханством и даже пыталась его осваивать: тот же Кучум был ставленник Шейбанидов, родичем Абдалла-хана II, неприятие которого сибирскими татарами и дало один из поводов послать туда Ермака. Бухарцы привезли с собой и кошек, на новой родине ставших ещё крупнее и пушистее, а вот в самой Бухере порода исчезла в Гражданскую войну - её золотой фонд, сто кошек эмира, разбежались из сгоревшего Арка и дожили свой век поодиночке в домах простых бухарцев. Нечто отдалённо похожее, но больное да облезлое мне встретилось в Хиве:

47.
0_10e862_be040120_orig

А вот людскую свою породу бухарцы сумели сберечь: за полторы тысячи лет она так и не стала тюркской, лишь согдийцы (чей язык иранской группы был очень отдалённо похож на осетинский) сменились персами, которые с принятием в Персии шиизма стали таджиками. Но не удивлюсь, если в жилах многих бухарцев по сей день течёт ещё согдийская крвоь с тюркской, персидской, арабской примесью. В отличие от Самарканда, стоящего у границы Таджикистана, Бухара была и остаётся "островом" - уже в ближайших кишлаках народ говорит по-узбекски. Власти официально записывают местных таджиков "персоязычными узбеками", сами же себя они не считают ни теми, ни другими. Бухарец - сам себе национальность, общность места тут сильнее общности нации. Дальше, напоследок - фотографии бухарцев и многочисленных гостей древнего города:

48.
0_10e81d_603dcbd1_orig

Пожалуй, самая точная характеристика бухарских типажей - индоевропейские, тут так вообще похоже, что таджик или перс играет с узбеком в шеш-беш (нарды, если по-нашему):

49.
0_10e81e_ed36f71f_orig

50.
0_10e81f_73292bbf_orig

51.
0_10e821_ba161cf2_orig

Возможно, бухарский еврей, их тут осталось несколько сотен, и о них ещё будет отдельный пост:

52.
0_10e820_82ccd698_orig

Возможно (учитывая близость базара) - гости из кишлаков:

53.
0_10e822_163241bb_orig

Я прицельно выбирал самые колоритные "азиатские" типажи, которых в Бухаре правда больше, чем в любом другом областном центре. Но так-то ничего современного бухарцам не чуждо:

54.
0_10e823_a0240a2_orig

А вот туристы откуда-то с других областей Узбекистана, но уже частью в местных костюмах:

55.
0_10e824_46eda1b1_orig

Неповторимая атмосфера Бухары затягивает. Она какая-то очень мягкая, тёплая, даже сладкая, так непохожая на чинный и хитрый Ташкент, грозный Самарканд и сумрачно-мистический Хорезм. В следующих частях погуляем по отдельным районам Бухары, начав с Ляби-хауза.

Оригинал взят у userinfo.gif?v=17080?v=133.5varandej

Источник: matveychev-oleg.livejournal.com

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)