Письмо читателя. Ловкость рук и тендеры.
Здравствуйте, Татьяна!
По поводу статьи: Подрядчик изъявил желание выполнить проект для Смоленской АЭС за 1 копейку.
Существует три реальных объяснения такого снижения, не выходящих за традиции делового оборота.
Первое. Практика, указанная в статье, достаточна распространена в системе торгов РФ. Проектные работы берутся за копейки, разрабатывается проектная докуемнтация, куда закладываются требования и технологии выполнения работ, доступные только какому-то одному подрядчику. После чего подрядчик осмечивает по завышенным расценкам смету, и на основании этой сметы, Заказчик объявляет торги. Ввиду втиснутой «технологии» происходит ограничение круга участников торгов на выполнение работ, и, как правило, приходит только один участник, который их выигрывает по начальной цене. Учитывая завышение цены второго конкурса, подрядчик отбивает за счет вторых торгов все издержки первых, выигранных «за копейку». Более того, в ходе некоторых, цена контракта идет на снижение, заканчиваются торгами «на повышение». То есть, когда подрядчик платит заказчику за контракт. Такая практика тоже существует, например для разработки какого-нибудь специализированного программного обеспечения, сопровождение которого и обсуживание будет предметом следующих торгов, и убыток первой сделки легко отобьется за счет второго контракта.
Второй вариант событий: если процедура переторжки происходит в открытую, т.е. конкуренты видят предложения друг друга, то может иметь место целенаправленный демпинг конкурента. Например, ООО «ИНТЕРКОН» хочет лишить прибыли ЗАО «Атомэнергостройпроект». Тогда, какую бы ставку ни сделал Атомэнергостройпроект, Интеркон будет падать в цене дальше, заставляя первого опускаться следом. Когда в конечном итоге Интеркон выиграет торги, он под любым предлогом откажется от заключения контракта (даже если при этом придется занести фирму в реестр недобросовестных поставщиков). Таким образом, право (или обязанность – зависит от Положения о закупках заказчика) заключения контракта перейдет ко второму игроку по предложенной им последней цене. Вроде бы контракт на грани рентабельности, но цель Интеркомом уже достигнута – прибыль победителя сбита до предела. Эта схема известна, как схема «Таран».
Ну и третье, что тоже часто встречается.
У указанного победителя, только индексируемых быстрым поиском (времени нет лезть глубже) 52 госконтракта, что наверняка позволит ему выполнить, в принципе, любую работу по убыточному контракту за счет перераспределения прибыли. Делается это либо по причине обращения к постоянному подрядчику Заказчика с целью выполнения особо важных работ, требующих доверия и ответственности (или по другим причинам Заказчика), либо подрядчик забивает объемы производственных мощностей в целях недопущения простоя производства, а также повышения опыта, имиджа компании и т.д.
____________
С уважением,
руководитель тендерного направления АО «Комплектэнергоучет»
Мачехин Ярослав Владиславович