С Ил-96 начнется возрождение российского авиапрома
ТОЧКА НЕВОЗВРАТА ПРОЙДЕНА
В ближайшее время в России может быть возобновлено серийное производство Ил-96, до сих пор являющегося самым большим пассажирским самолетом отечественного производства
Ожидается, что произойдет глубокая модернизация самолета, поскольку проект был реализован в конце восьмидесятых годов, а с 1995 года, если не брать в расчет борта президентского авиапарка, производство самолетов Ил-96 не производилось.
Примечательно, что проект стал жертвой снижения пошлин на ввоз иностранной авиатехники – «Аэрофлот» в обмен на это решение правительства в свое время обязался закупить дополнительную партию Ил-96, но своего обещания так и не выполнил.
В 2014 году «Аэрофлот» полностью прекратил эксплуатацию Ил-96, и в настоящий момент самолеты этого типа работают в специальном отряде «Россия» и на Кубинских авиалиниях.
Председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров отмечает, что для того, чтобы возобновить производство самолета, который в целом был спроектирован более тридцати лет назад, необходимо, чтобы он полностью соответствовал современным требованиям, в противном случае, такая идея не имеет смысла.
«Для этого необходимо существенное перепроектирование всего бортового оборудования, поскольку за это время технологии дальше всего ушли в области авионики и радиоэлектроники, поэтому с этой точки зрения машина, конечно, требует серьезных вложений и последующей сертификации, что является длительным и дорогим вопросом даже по государственным меркам», — резюмирует Комаров.
Режим современных санкций такому проекту какого-либо вреда не принесет, можно сказать, что он пойдет российской авиапромышленности во благо, потому что мы в состоянии сделать сами все современные технологические элементы, необходимые для такой модернизации.
В отличие от других секторов промышленности, где российским компаниям подчас приходится искать на мировом рынке аналоги американских и европейских комплектующих, в гражданском авиастроении, по мнению Комарова, в этом необходимости нет.
«В области авионики и радиоэлектроники для гражданской авиации, российская промышленность вполне способна самостоятельно справиться с этой задачей, и единственный вопрос заключается в цене, которая будет немаленькой», — констатирует Комаров.
Тем более, речь идет не о сотнях, а о десятках машин, и это будет не серийным, а штучным производством, поэтому отечественное авиастроение при должном финансировании должно без особых проблем справиться и с этой задачей.
«Гражданская авиация не характеризуется уровнем технологий, здесь работает принцип – «самолет – это средство производства», и все определяется стоимостью перевозки одного пассажира на один километр. Здесь мы всегда проигрывали и продолжаем проигрывать западным поставщикам, поскольку стоимость самолета, поддержания его в эксплуатации и топлива у нас пока, к сожалению, получается дороже, чем у иностранцев», — резюмирует Комаров.
Другой вопрос, что в вопросе Ил-96 принято политическое решение, поскольку ненормально, когда в стране с такой большой историей производства авиационной техники, 97 процентов перевозок производится на иностранных самолетах.
Это путь в никуда, тем более, совершенно непонятно, что мы будет делать, если в такой ситуации западные правительства введут санкции на поставки Boeing и Airbus в Россию. Более того, в отличие от подержанных бортов, которые постоянно закупают российские компании, Ил-96 является очень надежным самолетом, при эксплуатации которого практически не было проблем.
Кроме того, необходимо отметить, что вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что правительством даны указания о разработке ближнемагистрального самолета на базе Ил-114, а сами работы планируется завершить к 2018 году. Все это говорит о том, что за российскую гражданскую авиацию в правительстве взялись очень серьезно.
Дмитрий Сикорский
finobzor.ru
С трудом верится…