Система развития человека
Как-то меня попросили вкратце описать путь от человека к Архату. Я поразмыслил, поколебался и решил описать вехи пути.
Это целая система развития - от человека до Архата. Что-то человек может сам, а что-то без учителя невозможно.
1 этап. Разобраться со своими тараканами-врагами. Они - причина помрачений, делающих человека слепым. Это астрал (эмоциональная неуравновешенность - очень серьезный враг), ум (его надо успокоить, указать его место, сделать послушным и гибким), эгоцентризм - конгломерат первых обоих + идея отделённости от всего сущего, бич современного западного человека. Невоспитанное сердце - корень обмана чувств. Есть система воспитания.
Умение сотрудничать с Кармой - главное умение этого этапа.
Для этого создаются условия: план, сопровождение, среда развития. Очень трудный этап, но без него не двинуться дальше, что бы про это ни думали.
2 этап. Победителю можно приоткрывать завесу Тайны. Это уже только в сопровождении учителя - носителя Традиции. Он включен в Цепь преемственности, включающей Традицию. Это важно. Он приоткрывает собой, погружая в мир Традиции, которая - пространство этой Традиции, которой Учитель принадлежит. Здесь куча подэтапов и очищение индивидуальности от духовной заразы. Это этап становления пратьека-будд, которые могут являться светочем мира и даже могут достичь полного Освобождения, если только в мире не рожден коренной Учитель - один из Держателей. Ими были например Будда, Христос и другие, которых я упоминать тут не стану. Пратьека-будды отличаются от них тем, что не избавлены до конца от гордыни и ревности, и индивидуальное развитие для них важнее общего блага. Кроме того, они не могут помочь людям лостичь окончательного Освобождения, но частичного - вполне. Но даже они - светочи мира, т.к. оправдывают существование человечества перед Космосом, т.к. знают о Законах Космоса и следуют им. Но могут их тем ни менее нарушать - пратьека, что с них взять ;) Они могут быть светочем, а могут приносить множество разрушений, даже порушить планету. Поэтому важно, чтобы Архаты были полными - то есть развили в себе Сострадание. Это непросто, но возможно. Сентиментальные сентенции к состраданию не имеют никакого отношения. Сострадание может и побить как следует, лишь бы чел развивался)
3 этап. Обретение качеств Бодхисаттвы - шести парамит в Махаяне: даяния, нравственности, терпения, усердия, способности к медитации, мудрость. Это этап умения Служить, развитие истинного сострадания, его превалирование над индивидуальными "хотелками", даже касающимися развития. Это уже Путь Будды Сострадания, только тут становятся Архатами.
У великого реформатора буддизма в Тибете, основателя школы гелуг в направлении Махаяны (Большой колесницы) Цже Цзонкапа эти большие этапы-ступени названы методами развития низшей, средней и высшей личности. Некоторые методы можно почерпнуть и там, например. И начинать надо конечно с начала. Потому что такова система: через ступеньку не перепрыгнешь, а можешь просто стараться очень быстро двигаться.
Вчера я опубликовал пост с практикой зарождения Любви бодхисаттвы (практика для Высшей личности). И обещал рассказать, почему этот пост увидел свет. Рассказываю)
Люди много говорят о Любви и Истине, но в реальности говорят о своих представлениях об этом.
Будда старался не говорить о Любви и Истине, он их являл.
Учение Будды - это стройная система развития человека. Будда был отличным психологом и врачом человеческих душ, как и Христос, и другие Посвященные, прошедшие обучение в Ашрамах Традиции. И так как учили Их - они учили своих учеников:
1. Рост сознания не может ускорить даже Архат, на все нужно время и правильные условия.
2. Есть мудрость (правильное воззрение и понимание сути вещей) и есть метод (верно избранный, он способствует росту души и сознания; неверно избранный - разрушению и умиранию). Мудрость без метода не созидает, метод без мудрости мертв.
3. Ты неуспешен в практике, если не создал правильные условия и не собрал необходимые ингредиенты для осуществления практики воедино.
4. Есть способные к обучению, а есть неспособные. Есть ученики, а есть те, кто может прийти тебе на смену - будущие наставники. Для всех - свои методы.
5. Есть склонности души и уникальность каждого. Настоящий учитель выявит их - как скульптор в глыбе способен увидеть скульптуру, и индивидуальность человека станет ярко блистать в его руках, а человек обретет счастье развития.
И многое другое.
Вчера я дал практику, заведомо понимая, что:
1. Для правильного зарождения Любви бодхисаттвы (чистой Любви) необходимы условия и качества, которые человек обретал, пройдя предыдущие этапы. Порадовал комментарий MIHTALJс сомнени ем о выполнимости этой практики. Зачетно. Всегда радует адекватность людей. Это элемент успеха для дальнейшего развития, и такие люди имеют шансы стать учениками истинных учителей, когда карма их будет зрела.
2. Эта практика, вырванная из контекста всей системы, может принести плод любви незрелой, "нечистой" - как сказали бы буддисты. Эта любовь будет не лишена привязанности,ибо зарождена не на основе беспристрастности. Об этом последовал комментарий MARGARITA_UNKAS. Что так она пробовала, и у нее вышло зародить любовь с привязанностью. Зачетно. Это правда. Начинать надо с начала, а не с конца.
3. Сколько таких практик, вырванных из контекста стройной системы развития, выложено в интернете? Целая куча. Есть ли от них польза? Я думаю, что в некоторых случаях есть, потому что думать о любви и практиковать ее в жизни - лучше, чем жить совсем без нее. Но для тех, кто стремится к Освобождению от оков, такие практики могут быть даже вредны, ибо могут усугубить существующие в стремящихся неверные убеждения, усилить омрачения и прибавить иллюзий, вырваться из которых станет сложнее, чем без них.
Что я предлагаю?
1. Искать учителя тем, кто всерьез понял, что его путь - это путь к свободе.
2. Обратиться к источникам (манускриптам) тех учителей, которые принадлежат проверенной Цепи преемственности, имеющей свою историю и приносящей плоды Освобождения, а не тех, кто заковывает в несвободу от собственного Я, от помрачений и обмана чувств еще сильнее. Это для тех, кто пока не мыслит свою жизнь рядом с учителем, потому что карма их не созрела.
Всем вам я желаю развития, счастья и мира.
Ничего нового и передового. Замусоленные порядки традиций,которые в нынешнем периоде не имеют силы. Очередная сборная солянка 101 слуги своих представлений,основанных на пустых брожений по книжкам.