Христос. Первые общины и их Наставники. Часть 2
Первые христиане жили очень скромной жизнью, как и сам Христос. Бедность и братство. Они старались не жить более трёх дней в одном доме и не брали с собой еды более чем на два дня. И занимались только проповедованием учения их Учителя.
«Относительно же апостолов и пророков согласно повелению евангельскому так поступайте.
Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят , как Господь.
Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три (дня), то он лжепророк.
Уходя же, апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк.
И всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не судите, ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустится» (Дидахе 11:3-7)
«1. Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение [72] правого и ложного.
2. Если приходящий - странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась.
3. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест.
4. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь (о нем, но) так, чтобы христианин не жил среди вас праздным.
5. Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!»
(Дидахе 12)
Дидахе – Учение Господа народам чрез 12 апостолов
И.С.Свенцицкая «Раннее христианство: страницы истории» - один из интереснейших научных трудов современности о ранних христианах, их истоках, обычаях, правилах и вере
У первых христиан был Дух святый, особое состояние сознания. И чтобы не утерять его, они собирались каждый вечер и делали литургию. Кто не посещал службу, отлучался от церкви. Церкви у первых христиан были свои, общинные. Централизация придет позже.
Принимали в общины не всех, а только самых достойных.
Но первые христиане, на которых сильное влияние оказали ессейские общины, настолько были в Духе святом, что даже под угрозой смерти не могли идти против него. От них веяло верой и убежденностью, и люди шли в христианство даже в дни гонений. Дух святый был сильнее угрозы смерти.
Невзирая на гонения и массовые расправы, число христиан росло. И постепенно они стали силой в обществе. Их общин становилось всё больше. Внутри царила могучая дисциплина, строгие правила и великая вера. Можно сказать, у них был настоящий коммунизм. И Дух святый – меж них.
Удивительный художественный рассказ классика Л.Толстого о первых общинах – «Ходите в свет, пока есть свет»
Первые христианские общины сопровождались лично апостолами – на Востоке и Западе. Пример такого сопровождения мы видим в Посланиях апостола Павла.
Павел – это пример ярчайшего христианского мистика, о нем спорят до сих пор. Кто-то из ученых богословов считает его основателем современного христианства, кто-то – шарлатаном и самозванцем. Но все они сходятся в одном: великая Вера в жизнь во Христе перевернула всю его жизнь на пути в Дамаск, и роль вестника о Христе ему удалась.
Из наиболее близких к правде научных работ об учении апостола (известных мне, конечно), а также о мистических причинах смерти Христа читайте А.Швейцер «Мистика апостола Павла»
А о том, какими видел апостол Пётр Глав Церкви, можно прочесть в «Послании Климента Епископа римского к апостолу Иакову»
Во втором веке н.э. в христианстве сохранялся еще дух первых христиан – были живы еще ученики апостолов, обученные Тайнам – так как когда-то Христос учил своих первых учеников.
Климент Александрийский – по преданию ученик Иоанна Богослова - открывает Школу и учит истинному христианству. Его главный труд «Строматы» очень хорошо описывает главные постулаты Учения и процесс обучения. Ничего общего с современным христианством нет даже близко.
Изначально Дух святый привлекался и удерживался священниками у паствы методом коллективных пений и служб. А чтобы самим быть способными так передавать людям дух святый, священники касались Истины путём Гнозиса. То есть, главным сокровищем христианства были священники, в себе Дух святый удерживающие и на паству провожающие. Это подробно Климент Александрийский и описал.
Это был расцвет христианства:
1)общины, состоящие из людей, искренне устремленных к Богу,
2)их Наставники - апостолы и их наиболее способные ученики, одухотворенные Христом,
3)и Школа, в которой обучают Наставников единственно возможным способом:
"Наших наставников мы называем отцами. Мудрость всем
открыта и человеколюбива. Соломон говорит поэтому: «Сын мой, если, приняв слова моей
заповеди, скроешь в себе заповеди мои, то внемлет мудрости ухо твое» (Притч. 2:1—2). Значит,
слово должно восприниматься душой ученика, как семя землей. И в этом состоит духовный
рост. (2, 1) Поэтому он добавляет: «И обратишь сердце твое к разумению, обратишь в
наставление сыну своему» (Притч. 2:2). Это значит, что душа соприкасается с душой, и ум — с
умом другого, при посредстве слова производя в другом уме посев, заставляя произрастать семя
и оживотворяя его. Послушный учителю ученик становится ему как бы сыном. «Сын мой, —
говорит Соломон, — установлений моих не забывай» (Притч. 3:1)." (Климент Александрийский "Строматы")
"Однако откровение это не было предназначено для толпы, но лишь для немногих, способных
принять мистерии и запечатлеть смысл их в своем сердце. И тайны эти, как богоданные, не
доверяют письменному слову, но передают изустно. (3) Если кто возразит, ссылаясь на слова
Писания: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано»
(Мф. 10:26), пусть он прислушается и к нашим словам, ведь в действительности здесь говорится
о том, что хранящееся втайне таинственно откроется слушающим, а сокровенное, как истина,
будет показано только тем, кто способен постичь сокрытое, поскольку утаенное от большинства
достается в удел немногим. [Если истина всем доступна], почему не все ее постигли? (4)
Почему не все стремятся к праведности, если она является общим достоянием? Секреты
распространяются втайне и изустно, а скорее даже не изустно, но запечатанными в душах." (там же)
Продолжение следует…