Паровые машины и иная механизация при строительстве дорог и каналов

1696 0
Многие знают блогера http://humus.livejournal.com/profilehumus. У него замечательные ретро-фотографии. Большой раздел фотоматериала о строительстве железных дорог в начале 20в. Но ни на одном я не встречал виды работ машин. Практически на каждой – показан лишь ручной труд. Создается убеждение, что подобная стройка могла идти такими темпами лишь на основе сил ручного труда. С тысячами рабочими. Но и они отсутствуют в таком количестве на фотографиях. Многие комментаторы даже стали высказывать в последнее время мнение, что, допустим, строительство Транссиба – это была лишь расчистка допотопной насыпи и укладка шпал. Хочу поделиться редкими фотографиями паровой техники и иных механизмов, которые использовались на стройках и карьерах начала 20в.

http://dvzd.rzd.ru/dbmm/images/15/5194/2365
Проведение земляных работ паровым экскаватором на строительстве Амурской железной дороги, 1909г.


http://dvzd.rzd.ru/dbmm/images/15/5194/2366

http://dvzd.rzd.ru/dbmm/images/15/5194/2364
Сооружение насыпи с использованием вагонеток на строительстве Амурской железной дороги.

А вот фотография рассказывает нам о технологических приемах изъятия грунта из холмов при прокладке дороги:

http://dvzd.rzd.ru/dbmm/images/15/5194/2363
Разработка выемки английским способом при помощи штольни на строительстве Амурской железной дороги
Делали горизонтальную штольню вглубь холма. Затем на холме делали вертикальную штольню, совмещали их. И грунт просто скидывали в «колодец» в вагонетки.

http://dvzd.rzd.ru/dbmm/images/15/5194/2369
Проведение нулевых работ по сооружению временного моста на Амурской железной дороге . Не уверен, но как мне кажется – это забивают деревянные сваи.

http://dvzd.rzd.ru/dbmm/images/15/5194/2370
Сооружение металлического моста на Амурской железной дороге. Металлические фермы моста собирались из отдельных балок

Источник

http://dvzd.rzd.ru/dbmm/images/15/5194/2351
Сооружение опоры моста через реку Хор на строительстве Уссурийской железной дороги.

http://dvzd.rzd.ru/dbmm/images/15/5194/2354
Разработка выемки на строительстве Уссурийской железной дороги. Это фото показательно для тех, кто придерживается мнения, что дорогу восстанавливали. Но вполне возможно, что полотно завели в такой «овраг» (для наименьших затрат)

http://dvzd.rzd.ru/dbmm/images/15/5194/2355
Выемка и насыпь на Уссурийской железной дороге. Открытые платформы для перевоза грунта

http://dvzd.rzd.ru/dbmm/images/15/5194/2359

Источник


Пройдемся по немногим фотографиям паровых экскаваторов того времени.

http://www.techstory.ru/foto12/153/0_arxexco_zd.jpg
Экскаватор “Путиловец”. Выполнение земляных работ на строительстве железной дороги. Январь 1915 г.

http://www.techstory.ru/foto7/09/putilov_exav1911.jpg
Экскаватор “Путиловец” за работой (1911 г.)

Еще в царской России с 1903 г. на Путиловском заводе (Общество путиловских заводов, осн. в 1801 г. Н.Путиловым) организовано производство паровых экскаваторов железнодорожного типа “Путиловец” с ковшами емкостью 1,9 и 2,29 м3 по чертежам американской фирмы Бьюсайрус (Bucyrus).
Прародителем экскаваторов этого типа является экскаватор системы Томпсона, выпускавшийся в 1870 – 1880-х гг. на заводе “Бьюсайрус” в Америке и являющийся типичной машиной того времени (на рис. вверху).
В 1906 – 1916 гг. “Путиловцы” работали на постройке железных дорог – Сибирской, Северо-Донецкой, Казано-Екатеринбургской, Мурманской, Петербург-Орел и др.
Максимальные их выработки достигали: месячные 80, сменные 2,28, часовые 0,243 тыс.м3. Эти показатели не уступали в то время производительности однотипных экскаваторов в США.
В 1913-1916 гг. при строительстве железной дороги Балогое-Полоцк путиловский экскаватор с ковшом емкостью 2,29 м3 разрабатывая тяжелую глину с погрузкой ее в железнодорожные платформы нормальной колеи (что было новостью в то время) вырабатывал до 3000 м3 за 12-часовую смену.
Всего до 1917 г. было построенно 37 экскаваторов.
Впоследствии, экскаватор “Путиловец” был взят за основу при разработке конструкции экскаватора “Ковровец”, выпуск которых был налажен на экскаваторном заводе НКПС в г.Коврове с 1932 г.

http://www.techstory.ru/foto7/09/putilov_exav1913.jpg
Экскаватор “Путиловец” с заводским номером 21, изготовленный в 1913 г.

http://www.techstory.ru/foto7/09/putilov_ex1.jpg
Экскаваторы Путиловского завода на строительстве железной дороги под Петроградом (1915 г.). Многоковшовый экскаватор выпускался на Путиловском заводе (всего изг. 10 шт.) по чертежам фирмы Любек (Германия). Фотография использована из книги Н.Г.Домбровского “Экскаваторы”.

Источник

http://www.techstory.ru/foto7/09/kovr11.jpg
Это приемник экскаватора “Путиловец” – экскаватор паровой неполноповоротный на железнодорожном ходу с ковшом емкостью 2,5 м3 “Ковровец”.

http://www.techstory.ru/foto12/161/sarat_most08.jpg
Ремонт экскаватора “Ковровец”.

21 апреля 1931 г. новый экскаватор, названный “Ковровцем”, прошел испытания. После приемки Государственной комиссией “Ковровец” был отправлен в г.Горький для использования при расширении местного железнодорожного узла. Позже “Ковровец-1″ работал на строительстве “Беломорканала”, близ г.Мурманска, на Балхашстрое, в карьерах Казанской железной дороги.
Следующую машину, “Ковровец-2″, построенную по новым, исправленным чертежам, завод изготовил в октябре 1931 г. Эти два первых экскаватора “Ковровец” положили начало развитию советского экскаваторостроения.
С 1932 г. началось серийное производство экскаваторов “Ковровец”, а всего к концу 1934 г. было изготовленно 177 подобных землеройных машин.

Экскаватор “Ковровец” смонтирован на 4-осной платформе железнодорожного типа. Для устойчивости снабжен 4-мя боковыми домкратами. Экскаватор имеет одно рабочее оборудование – прямую лопату; для подъема ковша применена цепь; угол поворота стрелы – 180°. Топливом для котла служит каменный уголь, дрова, возможно применение нефти. В качестве двигателей экскаватор имеет 3 паровых машины: подъемную, поворотную и напорную, общей мощностью 245 л.с.
Управление экскаватором сосредоточено в двух местах: на поворотной платформе и на стреле экскаватора. Обслуживали машину две бригады: верхняя и нижняя. В состав верхней входили машинист, стреловой, слесарь-смазчик и кочегар; в состав нижней – бригадир и 6 человек рабочих. Внутри экскаватора предусматривалось керосиновое освещение. Экскаватор снабжен деревянным кузовом, а рабочее место на стреле – тентом. Вес экскаватора – 85 т.

http://www.dolgoprud.org/photos/photos/6_208_20121124130644_stand.jpg
20 ноября 1934 года работники «Ковровца» поставили на Глубокую выемку. Фото из книги “Москва-Волга”, П.И. Лопатин. – М., 1939.

Источник

Затем начались выпуски паровых экскаваторов:
МIIIП-1,5 “Воткинец”
МПП-0,75 “Костромич”


Подборка фотографий паровых экскаваторов:

http://www.canalmuseum.com/documents/steamdredge.jpg
Паровая драга на строительстве Панамского канала

http://warnet.ws/img5/554/zelezn/24.jpg

http://narrow.parovoz.com/gallery/RU/20070215_7778.jpg
Экскаватор на рельсовом ходу рядом с узкоколейными рельсами. Точная дата неизвестна, рубеж XIX-XX веков.

http://www.etoretro.ru/data/media/5099/141348497900f.jpg
Песчаный карьер близ с.Шапки(ныне Ленинградская обл.),куда в 1912г.проложена линия из Тосно.Погрузка производится паровым экскаватором Путиловского завода.Песок на карьере добывается с 1816г.

http://www.etoretro.ru/data/media/5099/1413486644011.jpg
Паровой экскаватор на железнодорожном ходу в Шапкинском карьере.

http://www.shifara-antique.ee/rus/images/1256.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9480/102782017.8/0_9a99c_9e066e50_orig.jpg
Паровой экскаватор на рудниках Урала

http://3355.users.photofile.ru/photo/3355/115362004/xlarge/126621874.jpg
Мончегорск. Паровой экскаватор на гусеничном ходу, 1937г.

http://3355.users.photofile.ru/photo/3355/115362004/xlarge/126621866.jpg

http://3355.users.photofile.ru/photo/3355/115362004/xlarge/126526883.jpg

http://3355.users.photofile.ru/photo/3355/115362004/xlarge/126526880.jpg
Источник

https://img-fotki.yandex.ru/get/4408/7537832.bd/0_103ea5_5fe1b209_orig
Паровой экскаватор в процессе работы (1921 год)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/89/SDARR_Shovel.jpg
В частности в США тоже использовалось много паровой техники. Фото парового экскаватора 1919 года на карьере близ Сан-Диего, калифорния

http://kopatel.files.wordpress.com/2008/09/d18dd0bad181d0bad0b0d0b2d0b0d182d0bed180.jpg
Рисунок проведения земляных работ для части линии железной дороги между Спрингфилдом и Вустером, Массачусетс, Западная Железная дорога, экскаватор Отиса

http://www.steampunker.ru/uploads/images/0/9/4/5/298/486f129b7b.jpg

Как пример. Суэцкий канал (длина 160 км, начало строительства — 1859 г) сооружался около 10 лет (в основном, вручную). Общая численность рабочих, занятых на постройке, достигала 40 тысяч человек. За время строительства было перемещено примерно 75 млн. кубометров грунта. При сооружении Панамского канала (1880-1913гг) было перемещено 160 млн. кубометров грунта. На втором этапе строительства (1903-1913гг) применялись более ста одноковшовых (преимущественно железнодорожных) и около 20-ти многоковшовых экскаваторов.

Экземпляры образца 1929г. кое-где даже уцелели:


Работа парового экскаватора (в начале видео)

https://lh3.googleusercontent.com/-rdai9qaF_oI/UAirj1j_EEI/AAAAAAAAUV4/y0Mo_qYXp-Y/s600/marion.jpg
Самый большой в мире экскаватор, работающий на паровом двигателе, был построен компанией Marion Power Shovel. Машина была собрана в 1906 году для компании General Crushed Stone Company, которая изначально использовала экскаватор в карьере для добычи камня. Сначала экскаватор был поставлен на рельсы, замкнутые в круг, а колеса были как у поездов, только гораздо больше учитывая, что вес машины был 105 тонн. Через некоторое время производитель выпустил специальный комплект для конвертации экскаватора на гусеничный ход, что и было сделано в 1923 году.

https://lh5.googleusercontent.com/-kNM-Vl9H2lM/UAiriwY9qoI/AAAAAAAAUV4/bVcTHo1N7mA/s720/100_9609.jpg
Он еще жив. Этот экскаватор служил вплоть до 1949 года, когда его запарковали недалеко от карьера, где он и стоит по сей день.

Источник

История паровых экскаваторов

Перейдем к паровым кранам:

http://be.sci-lib.com/picture/b32/b32_504-4.jpg

http://www.etoretro.ru/data/media/5099/1415950387db6.jpg
Паровой кран. Построен на Сормовском заводе в начале ХХ века.

http://www.techstory.ru/Foto/18/pkcumz15_1950_dm.jpg
Кран ПК-ЦУМЗ-15 № 918 с грейфером работает на угольном складе станции Москва-Бутырская в конце 50-х годов

Шеститонники строились серийно Кировским машиностроительным заводом имени 1 мая в 30 – 50-ые годы. А так же Одесским краностроительным заводом имени Январского восстания, но в меньшем количестве. Если все они выпускались в едином номерном ряде, то всего их было построено более 3000 штук. В журнале «Железнодорожный транспорт» №12 за 1997 год в рубрике «ретро-фото» опубликована фотография крана ПК-6 номер 3093, если, конечно, он правильный.
Из заводских ворот все шеститонники выходили паровыми, что отражено в названии ПК-6 – паровой кран грузоподъемностью 6 т.
Краны ПК-ЦУМЗ-15 с паровым приводом грузоподъемностью 15 тонн строились Кировским заводом серийно.
Источник

http://c.pastvu.com/_p/d/2/8/4/284ed0340c0b94c6b512d9da18a7339d.jpg
Они работали до середины 20в и даже позже (где-то на Украине)

http://www.kukushka.ru/other/uzkp-1-big.jpg
УЖКП-1,5 – стреловой полноповоротный самоходный железндорожный паровой кран колеи 750 ммс выносными аутригерами и механизмом подтаскивания груза. Завод изготовитель – Valmet (Финляндия). Год начала выпуска – 1949г.

http://www.kukushka.ru/other/uzkp-2-big.jpg
Подробнее

http://cs618826.vk.me/v618826791/1033d/nQMj1S04W7A.jpg
Паровой кран на строительстве лондонского метро

http://popgun.ru/files/g/42/orig/7504276.jpg

http://c.avsim.su/i?u=http%3A%2F%2Ffarm9.staticflickr.com%2F8114%2F8649830780_bd5d707cd8_c.jpg

Некоторые паровые краны работают до сих пор: Плавучий кран 83-х лет до сих пор в рабочем состоянии

Почему-то забыта эта паровая техника. А ведь для районов крайнего севера – она просто незаменима. Не привязана к завозу горючего, может работать в глухих районах. Нужны лишь дрова и вода. При современном материаловедении паровой двигатель мог быть усовершенствован и приближен к ДВС по характеристикам.

Как видно из этих примеров – в конце 19в., начале 20в. тяжелый труд по строительству дорог, каналов был вовсе не полностью ручным. Техника было. Да, ее было мало, но на ответственных участках она присутствовала. Малое количество фотографий с паровыми машинами – еще не повод думать, что времена полного ручного труда были вплоть до начала индустриализации 20-30гг.


Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru