Каменные мосты старого Транссиба

3362 0
В тот же день в конце апреля, когда мы с Сергеем Изофатовым (http://izofatov.livejournal.com/profileizofatov) осматривали срезы слоистых холмов, мы так же побывали на остатках каменных опор моста старой насыпи Транссиба в районе его пересечения с рекой Гладкая Кача.

http://lh5.ggpht.com/-W19nTFXllhw/U-B7QkYOfMI/AAAAAAAAKS0/PdoznaX7kuY/s0/DSC_6204.jpg

На старой фотографии видно, что высоких деревьев в этом месте не было раньше.


Вот это место

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-94.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-96.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-95.jpg
Кладку облицовки опор моста разобрали местные жители, дачники. Внутри виден бутовый камень на растворе

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-91.jpg
Остались лишь нижние блоки у самой земли

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-92.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-88.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-80.jpg
Некоторые блоки облицовки похожи на бетон с крупным галечным наполнителем

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-85.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-93.jpg
Бутовый камень на известковом растворе. В руках крошится

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-107.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-84.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-89.jpg
Нижний ряд кладки внутри арки

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-82.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-101.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-83.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-90.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-87.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-86.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-81.jpg
Каменные блоки надпиливали с краев и откалывали. Но вот как мастерам удавалось сохранить именно выпуклую геометрию скола на блоке? Ведь камень может отколоться ровно или трещина может уйти внутрь блока

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-109.jpg
На насыпе давно растут деревья.

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-103.jpg
Рядом проходит современный Транссиб. Состав с танками на запад (в мае видел, что технику перевозили уже обратно на восток)

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-98.jpg
Тоннель под ним

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-104.jpg
Несмотря на начавшаяся таяние снега и поток воду внутри тоннеля – нам удалось проехать внутри него. Оказывается, современное полотно Транссиба идет по второй ветке старой насыпи. Т.е. старый Транссиб был двухколейным (может быть, не везде, но в этом месте – точно). При прокладке современной ЖД одну насыпь укрепили, стали использовать, а вторую забросили.

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-106.jpg
Место, где стыкуется старая кладка тоннеля с современными бетонными перекрытиями

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-97.jpg
В кладке имеются даже гранитные блоки

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-111.jpg
На станции «Известковая» в насыпе старого Транссиба видны слои извести

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-100.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/bk/sibved/79/i-114.jpg
Скорее всего, в этом месте обжигали известь для получения гипса для раствора

Альбом

Предлагаю посмотреть фотографии с карт Гугл:

http://static.panoramio.com/photos/large/81028412.jpg

http://static.panoramio.com/photos/large/30343590.jpg
Летние фотографии гораздо красивее, цвета насыщеннее

http://static.panoramio.com/photos/large/30343709.jpg

Фотографии земляка http://feelek.livejournal.com/profilefeelek:

http://img-fotki.yandex.ru/get/6513/24332511.ab/0_793d2_56a651b3_XXL

http://img-fotki.yandex.ru/get/6613/24332511.ab/0_793d3_d94f3a87_XXL

http://img-fotki.yandex.ru/get/6611/24332511.ab/0_793d4_a9cb869a_XXL

http://img-fotki.yandex.ru/get/6512/24332511.ab/0_793d5_fb68a218_XXL

http://img-fotki.yandex.ru/get/6412/24332511.ab/0_793d6_936de4bd_XXL

Источник

Восточнее, в районе Щебзавода есть еще один старый тоннель под насыпью Транссиба:

http://static.panoramio.com/photos/large/16194029.jpg
Ссылка на карту

http://static.panoramio.com/photos/large/16194160.jpg

Западнее, на станции Зеледеево есть вот такая старая водонапорная башня:

http://static.panoramio.com/photos/large/72654846.jpg
Координаты: 56° 4′ 26.04″ N 91° 58′ 53.39″ E

При практически полном отсутствии каменных жилых строений в России того времени (все из кирпича), очень контрастными выглядят все эти каменные опоры ЖД-мостов:

http://www.clumba.su/wp-content/uploads/2015/04/transsib-stroiat-most.jpg
Транссиб

Особый шедевр каменного искусства строить такие сооружения – это Кругобайкальская железная дорога:

http://img-fotki.yandex.ru/get/9796/97833783.88c/0_eec1a_f597ac4f_XXXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9796/97833783.88c/0_eec1c_ae163ce_XXXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9815/97833783.88c/0_eec1d_ec218d0d_XXXL.jpg
Шпалы, брус, но нигде на снимках нет ни одной заготовки или склада готовых блоков

http://img-fotki.yandex.ru/get/9059/97833783.88c/0_eec22_24948e37_XXXL.jpg
Стройка идет, но заготовок и готовых блоков у кладки не видно

http://img-fotki.yandex.ru/get/9744/97833783.88c/0_eec29_c7d422d1_XXXL.jpg
И здесь тоже нет склада готовый блоков, хотя стройка опор только началась

http://img-fotki.yandex.ru/get/9743/97833783.88c/0_eec1f_e948bb7b_XXXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9837/97833783.88c/0_eec24_a462854_XXXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9837/97833783.88c/0_eec25_6d0bd1aa_XXXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9744/97833783.88c/0_eec27_6aecc752_XXXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9492/97833783.88c/0_eec37_f45c14b3_XXXL.jpg
Одно из немногих каменных зданий. ст.Слюдянка

Источник

Старые ЖД-мосты:

В России сохранилось не мало каменных опор от старых железнодорожных мостов:

http://stavropol.3goroda.ru/uploads/stavropol-gallery/image-256.jpg
Блоки выглядят как литые

http://www.realbiker.ru/Travels/2005-06-11-13/IMGP0382.jpg

http://kud.su/album/photodiary/2012/old_bridge_kolpino/old_bridge_kolpino_2.jpg

http://www.dolgoprud.org/photos/photos/6_81_20120210092844_stand.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/17849/97833783.d09/0_12d2dd_3549f2ca_XXXL.jpg
Белогорский мост Амурской ЖД. Интересно, зачем кладку закрывали досками? Делали термос, чтобы раствор не замерзал – работали круглый год?

http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/97833783.919/0_f7e24_acd56f8e_XXXL.jpg
Строящиеся быки через р.Волхов в 1917г. Тоже все закрыто. Источник

Много фотографий от http://humus.livejournal.com/profilehumus по тегу «железная дорога» http://humus.livejournal.com/tag/железная%20дорога

Интересная фраза мне попалась в этой книге: Великий путь. Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги

Вслушайтесь в цитату:
“…почти все рабочие, опытные землекопы, выписывались им из России и получали здесь хорошую плату, от 2 до 4 рублей в день;”

У меня прадед всегда отвечал, когда его спрашивали “Откуда ты приехал”: “Я приехал из России”.

Т.е. совсем недавно была свежа в народе информация, что Сибирь – это не Россия. А это все было большая стройка дороги и освоение территорий.

Еще что удивительно, аналогичные каменные опоры мостов, выполненные по таким приемам кладки (может быть, даже проектам) имелись в Африке:

http://www.clumba.su/wp-content/uploads/2015/04/afrika-most.jpg

http://www.clumba.su/wp-content/uploads/2015/04/afrika-ruiny-mosta.jpg
Разрушенный каменный мост

http://www.clumba.su/wp-content/uploads/2015/04/most-vzorvan.jpg
Видна воронка от взрыва, разрушившего мост
Источник

http://ic.pics.livejournal.com/bskamalov/20390143/300112/300112_900.jpg
Афганистан

http://ic.pics.livejournal.com/bskamalov/20390143/300344/300344_900.jpg
Источник

Строили это англичане или это было до них?

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)