Ошибки правительства Украины разрушают газовую отрасль и отпугивают инвесторов
Каждая страна, у которой есть месторождения нефти и газа, пытается создать налоговый режим, который обеспечивал бы баланс между генерацией налоговых доходов от добычи этих углеводородов и поощрением инвестиций. Но Украина решила пойти другим путем.
Если власти страны создают избыточную налоговую нагрузку, то инвесторы отказываются от своих проектов и снижаются общие поступления в бюджет. Нынешняя ситуация на Украине является ярким примером этого.
Многолетняя неспособность руководства страны сбалансировать экономику привела к тому, что бюджету требуется внешняя помощь. Призывы «спасти Украину» и недальновидные реформы вряд ли позволят исправить ситуацию, пишет “Вести Экономика” со ссылкой на Oil Price.
В прошлом году был введены непомерные налоги на местных производителей нефти и газа. Газовые компании теперь платят 55% от своих доходов при добыче газа с глубины менее 5 км. Ранее этот налог составлял 28%, так что это серьезный удар по компаниям. Кроме того, добыча с глубины более 5 км облагается налогом в 28% по сравнению с 15% ранее.
В результате многие инвесторы уже покинули страны.
Международный валютный фонд призвал восстановить газовую отрасль Украины и восстановить доверие инвесторов к украинскому правительству, которое, благодаря своим действиям, только отпугивает тех, кто готов вкладывать деньги. Инвестиции продолжают падать в нефтяном, газовом и угольном секторах, а это означает растущие объемы импорта.
Эксперты МВФ считают, что для максимизации доходов бюджета в долгосрочной перспективе правительство должно сбалансировать налоговую политику и создать привлекательные условия для инвесторов.
Конкуренция за инвесторов
Единственное, что мотивирует инвесторов, – это разумные, прозрачные и стабильные инвестиционные режимы с правилами, которые более привлекательны и надежны по сравнению с другими странами.
И это не только налогообложение. Инвестиционный рейтинг Украины все еще очень низок, и с точки зрения ключевых компонентов (прозрачность, регуляторная политика, защита имущества) вообще не может конкурировать с другими странами.
Например, в настоящее время Украина находится на 96 месте в мире в рейтинге Doing Business (из 189 экономик), в то время как соседние Болгария и Румыния входят в топ-50 (38-я и 48-я позиции соответственно). Режимы налогообложения в этих странах также либеральны и благоприятны: в Румынии инвесторы платят в зависимости от объемов производства их предприятий, в Болгарии – в зависимости от окупаемости инвестиций. При этом налоговые ставки не превышают 28%.
Понятно, что сейчас Украина не может конкурировать с соседями. В то же время, налоговая ставка – не единственный фактор, который имеет значение.
Различные издержки производства
Разработка газовых месторождений на Украине имеет давнюю историю, хотя и не очень успешную.
Тем не менее, резервы и месторождения характеризуются огромным количеством факторов, поэтому традиционный подход правительства, связанный исключительно с глубиной добычи, не выдерживает критики, учитывая, что необходимо привлекать инвесторов.
Государственные налоговые чиновники Украины по-прежнему неохотно признают простые факты.
Геологические риски, разведка, сервисные услуги варьируются в зависимости от проекта, и они имеют непосредственное влияние на объем необходимых инвестиций. Хороший налоговый режим должен учитывать эти различия.
Что делать дальше?
В 2014 г. были приняты поправки в Налоговый кодекс Украины. Новые правила предусматривают изменения основного принципа учета корпоративного налога – налогооблагаемая прибыль теперь будет определяться в соответствии с законом Украины или МСФО.
Следующим шагом в правильном направлении могло бы стать принятие официальных стандартов бухгалтерского учета для нефтяной и газовой промышленности.
Отсутствие четких и прозрачных правил привело к целому ряду различных стратегий, которые разрабатывали компании для того, чтобы можно было оспаривать решения налоговых органов.
Международный валютный фонд неоднократно призывал к введению методики, которая позволила бы рассчитывать отношение между доходами инвестора и инвестициями в проект, и уже на этом основании корректировать налоговую ставку. Чем выше окупаемость, тем выше ставка налога. Этот подход соответствует лучшим международным практикам, но для его введения требуется большое число грамотных специалистов и дополнительное внимание со стороны налоговых органов.
Если подготовка к переходу не будет проведена должным образом, то смысла в подобной реформе просто нет. Поэтому, учитывая современные реалии на Украине, реализация методики представляется сомнительной мерой.
Позиция правительства
Украинское правительство неоднократно утверждало, что будет придерживаться «нейтралитета» в новой модели налогообложения.
Нейтралитет в языке украинского правительства означает, что любая новая модель нефтегазового налогообложения не должна привести к снижению поступлений в бюджет в ближайшие годы. Это означает, что уровень фискального давления не отрасль не будет снижаться вообще.
Излишне говорить, что вряд ли этот подход способен мотивировать инвесторов вкладывать деньги.
Да и для бюджета нет ничего хорошего. В то время как в краткосрочной перспективе налоговые доходы могут увеличиться, при долгосрочном сохранении такой модели добыча будет падать, как и доходы правительства.
Украина могла бы стать одним из самых привлекательных регионов для инвесторов за счет цен на газ, но новое налоговое законодательство уничтожает любые преимущества.
Вряд ли в такой ситуации можно рассчитывать на привлечение реальных иностранных инвестиций, которые бы могли стать основой восстановления экономики.