Давление окружающих, или почему верят СМИ
В 1951 году в колледже неподалеку от Филадельфии психолог Соломон Аш затеялся провести серию экспериментов
http://xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai/uploads/media/illustration/3064/i605_6.jpgРезультаты стали воистину легендарными и многое перевернули в понимании того, как работает наша голова. А заодно и наше общество.
Соломон попросту усаживал в аудитории группы из 8 человек и показывал им 2 картинки. На одной картинке была нарисована линия. На второй картинке было нарисовано три линии, отличавшихся по длине. Надо было сказать, какая из этих трех линий совпадает по длине с той, которая на первой картинке.
Отличались они заметно:
http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2014/10/davlenie-okruzhayushhix-ili-pochemu-veryat-smi-2.jpg
Фокус был в следующем. В каждой группе из 8 человек реальным обследуемым был только один. Остальные 7 были подсадными утками. Обследуемому говорили, что исследуют зрительное восприятие. Хотя на самом деле изучался конформизм. То бишь склонность человека согласиться с мнением большинства.
И вот реальный обследуемый всегда отвечал последним в очереди. То есть предварительно он видел и слышал ответы всех остальных семерых. Всего попыток было 18. И в первых двух попытках подсадные утки давали верные ответы. Испытуемый мог таким образом убедиться в том, что его глаза его не подводят и чувствовать себя молодцом.
А вот в последующих попытках подсадные утки специально хором давали неверные ответы! Хором говорили, что совпадают по длине две очевидно разные линии. Обследуемый слышал 7 таких одинаковых ответов, которые единогласно противоречили тому, что видят его же собственные глаза, а затем наступала очередь его собственного ответа.
Что показали результаты эксперимента?
Результаты эксперимента показали, что 37 % испытуемых не верили своим же собственным глазам и давали тот же ответ, который давала группа!!
На минуточку: каждый третий с готовностью не верил своим же собственным глазам и подчинялся мнению большинства.
И это – в таком простом и очевидном вопросе-то!! А если вопрос посложнее, позамысловатее, требует каких-то размышлений, информированности и т.д.?
К примеру в маршрутке едет 20 человек. И в этой маршрутке семеро ЛЕГКО поверят всему, что им скажут из телевизора, газет и интернетов, лишь бы много раз сказали.
Но это семеро поверят сразу. А попыток в эксперименте было 18… не одна… И вот как показали результаты эксперимента – дожимали, додавливали со временем – 75 %!!!
То есть, если едущим в той же маршрутке 20 человекам продолжать упрямо “выносить мозг”, – рано или поздно в ней останется только пятеро тех, которые будут продолжать доверять своим глазам. При этом как показали опросы Соломона – зачастую они будут испытывать довольно сильное чувство вины перед обществом за свое глупое упрямство либо в полной мере осознавать некоторую собственную дефективность.
Сочти число зверя – 666.
Если принять это как долю от 1000, то получаются удивительные корреляции:
во многих исследованиях, опросах, голосованиях общество распадается на противоположные мнения в соотношении от 1:2
(666/1000) до 1:3 (250/1000).