Славяне Германии – Лужицкие сербы
http://www.slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/b5bccf583649161211f9846727c62ad0.jpg
Па́нков (нем. Pankow) — одноимённый район Берлина в северо-восточном административном округе Панков. Район Панков внутри своего округа граничит с другими районами: Нидершёнхаузен, Францёзиш-Буххольц, Бланкенбург, Хайнерсдорф, Вайсензе, Пренцлауэр-Берг, а также имеет границу с административным округом Митте.http://www.slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/74a53027336a374b743aeb52f2c84bfe.jpg
Деревня Панков была основана вендами, жителями славянского происхождения, по берегам речки Панке — притока реки Шпрее. По-славянски речка называлась Паниква (Panikwa), то есть бурлящая водоворотами. Хотя само селение Панков упоминается в документах впервые в 1311 году. Сельский характер развития в Панкове продолжался с эпохи средневековья вплоть до эпохи грюндерства.
Ве́нды (нем. Wenden), также винды и они же вене́ды — средневековое германское собирательное название всех соседних немцам славян. К настоящему времени название закрепилось за всеми полабскими славянами и в более узком значении — за лужицкими сербами и кашубами.
Проживают в настоящее время на территории Лужицы, области, которая входит в состав современной Германии. Представляют собой остаток неассимилированного славянского населения, говорящего на славянском языке. Область Лужица делится на Нижнюю Лужицу, расположенную на севере в федеральной земле Бранденбург, и Верхнюю Лужицу, находящуюся на юге в федеральной земле Саксония.
Лужицкие сербы, первые поселения которых, предположительно, появились в четвертом веке, – остаток сербов, одного из главных племенных союзов полабских славян или вендов. В средние века они занимали почти треть территории современного немецкого государства, проживали на севере, северо-западе и востоке. В настоящее время полабские славяне все, кроме лужичан, полностью онемечены.
Полабские земли были включены в состав германских владений в период с восьмого по четырнадцатый века. Первым попробовал завоевать земли лужичан Карл Великий, но последние вернули себе независимость. В 928-929 годах лужицкие сербы, побежденные Королем Генрихом I, попали под власть Восточно-Франкского Королевства. В начале одиннадцатого века их земли были завоеваны Польшей, затем перешли под власть Мейсенского маркграфства. С 1076 года по семнадцатое столетие лужичане входили в состав чешских владений, затем перешли под власть Саксонии. В девятнадцатом веке территория, населенная лужицкими сербами, вошла в состав Пруссии, а с 1871 года принадлежала Германской империи.
http://www.slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/fa647ed7d702d6f6ad19f9f3082564ff.jpg
Лужицкие сербы, самый малый славянский народ, проживающий в федеральных землях Саксония и Бранденбург на юго-востоке ФРГ, является прямым потомком автохтонного славянского населения, занимавшего в раннее средневековье значительную часть территории современной восточной и центральной Германии. О славянских обитателях обширной области от берегов Северного и Балтийского морей, низовьев Эльбы и бассейна Майна до северо-восточной Баварии сейчас напоминает лишь славянская этимология местных населенных пунктов. Названия таких немецких городов, как Лейпциг (Липск), Дрезден (Дрежджаны), Бранденбург (Бранибор), Плауэн (Плавно), Пирна (Перна), Гера (Гора), Цоссен (Сосны) и многих других имеют славянское происхождение. Лишь южная ветвь полабских славян – лужицкие сербы – сохранили славянский язык и самосознание до настоящего времени. Во времена ГДР численность лужицких сербов обычно определялась в 100 тысяч человек. По уточненным после 1989 г. данным, количество тех, кто относил себя к серболужицкой национальности, составляло в то время около 67 тысяч человек. Число владеющих серболужицким языком не превышало при
этом 59 тысяч.
История сербов-лужичан как никакого другого славянского народа полна пессимистических предсказаний о времени их окончательной германизации. В роли пророков-пессимистов выступали как немцы, так и представители славянских народов. Немецкое общественное мнение рассматривало лужицких сербов как нежизнеспособный анахронизм, дни которого сочтены. Так, во время реформации в Германии Мартин Лютер был против перевода церковной литературы на серболужицкий язык, объясняя это скорой и неизбежной ассимиляцией лужицких сербов. Убеждая лужицких сербов отказаться от идеи перевода Библии на родной язык, Лютер еще в XYI в. предсказывал, что „…через сто лет о лужицком языке не будет и помину.“
С приходом к власти нацистов жизнь лужицких сербов превратилась в ад. Гитлер объявил их сербоязычными арийцами, которых нужно вернуть в лоно Третьего рейха. Тех, кто возвращаться «в лоно» не хотел, бросали в концлагеря .
http://www.slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/46b940a5f7c6846b36cd2a621d124b89.jpg
Только полный разгром нацистской Германии Советским Союзом и приход Красной Армии спасли лужицких сербов от угрозы полного уничтожения. По словам одного из лидеров серболужицкого национального движения Павола Недо, сказанным им 27 апреля 1947 года, „если бы не было русской оккупационной власти в Лужице, сегодня не существовало бы и серболужицкого народа“.[5]
Не поддержав радикальных планов серболужицких политиков, направленных на присоединение Лужицы к Чехословакии и позже на создание независимого серболужицкого государства, СССР выступил за сохранение Лужицы в составе Германии при гарантии широких национальных прав серболужицкого населения. Во многом под давлением советских властей и при активном участии СЕПГ саксонский ландтаг принял в марте 1948 г. „Закон об охране прав серболужицкого населения“.
Тем не менее, именно со стороны властей ГДР лужицкие сербы получили такую поддержку для развития своего языка и культуры, какой до этого они никогда не имели за все время своего более чем тысячелетнего пребывания в составе различных германских государств.
После объединения Германии определенная напряженность в отношениях между немцами и лужицкими сербами продолжает иметь место. По словам представителей серболужицкой интеллигенции, ксенофобские и антисерболужицкие настроения части немецкого населения время от времени проявляются в сфере обслуживания и в бытовой сфере. Известны случаи, когда людей, общающихся между собой на серболужицком языке, отказывались обслуживать в ресторанах. Некоторые частные фирмы, принимая на работу лиц серболужицкой национальности, вносят в контракт с ними отдельный пункт, запрещающий общаться на родном языке в рабочее время. Принятые в 1992 г. конституции земель Саксония и Бранденбург содержат статьи, закрепляющие право лужицких сербов на сохранение своей национальной идентичности, поддержку языка и культуры, а также использование серболужицкого флага и герба.
Начатое немецкими властями сокращение серболужицких школ под формальным предлогом недостаточного количества учеников в серболужицких классах и их несоответствия требуемому минимуму вызывает растущее сопротивление серболужицкой общественности.
Самый маленький славянский народ Европы находится на грани исчезновения – это ужасно, но, я думаю, ещё не всё потеряно. Есть поговорка “с миру по нитке – голому рубашка”. Нужно собирать деньги на целевые программы по развитию серболужицкого народа. Лучше всего здесь (по удобству и довольно низкой комиссии) подходят денежные системы без открытия банковского счёта – например, Western Union. Система WU опробована мной лично при переводах в Республику Сербия.
Другое дело, что я не знаю, кому конкретно нужно переводить средства. Знакомых в Лужицкой Сербии у меня нет. Может, кто-то знает, как связаться с конкретными людьми в Лужице?
Свои соображения пишите на адрес: russky.feniks@mail.ru.
Надо их в Красную Книгу занести