Уроки фашиствующего патриотизма
Украинская пропагандистская машина запущена на полную мощь, и ее работа приносит свои плоды. Желанием уничтожать население юго-восточных регионов охвачены не только радикальные украинские националисты, футбольные ультрас и другие группы лиц с изначально высоким уровнем агрессии.
Во власти этого желания оказались и мирные люди — учителя, врачи, домохозяйки и школьники.
Пропагандистские технологии, сходные с теми, что применяются сегодня на Украине, подробно описаны во множестве пособий по ведению информационно-психологической войны.
Например, в популярной книге американских социальных психологов Эллиота Аронсона и Энтони Пратканиса «Эпоха пропаганды: механизмы убеждения». Очевидно, указывают авторы, что положение «Я и моя страна — порядочные, справедливые и разумные» противоречит положению «Я и моя страна нанесли ущерб невинным людям».
Задача внутренней пропаганды — не допустить, чтобы возник диссонанс. Население не должно усомниться в порядочности, справедливости и разумности действующей власти.
Как эту задачу решает украинская пропаганда?
На ранней фазе «АТО» многие жители Западной и Центральной Украины, подвергшиеся пропагандистской обработке, отказывались признать, что в Донбассе убивают мирных жителей. А видеозаписи, подтверждающие факты убийства, называли «павильонной съемкой», «постановочными кадрами» или чем-то в этом роде. То есть хунта стремилась убедить подвластное ей население, что участники «АТО» не наносят ущерба мирным гражданам Донбасса.
Однако в какой-то момент поток реальных доказательств того, что хунта творит зверства стал таким, что убедительно списать всё на «павильонные съемки» было уже попросту невозможно. «Если вред очевиден, — пишут Аронсон и Пратканис, — то нельзя уменьшить диссонанс, утверждая, что это не было сделано или не было настоящим насилием. В такой ситуации наиболее эффективный способ снижения диссонанса заключается в том, чтобы свести к минимуму человечность или преувеличить виновность жертвы ваших действий, — чтобы убедить себя, что жертвы заслуживают того, что получили».
Итак, хунте необходимо укреплять в населении «остальной Украины» убежденность в том, что а) в том, что уничтожаемые в ходе «АТО» жители Донбасса «заслуживают того, что получили»; б) в том, что понятия «быть патриотом» и «поддерживать борьбу против сепаратистов в зоне АТО» — синонимы; в) в том, что виновник всех украинских бед — Россия.
Для укрепления такой убежденности проводится огромная работа. И особое значение придается «патриотическому воспитанию» школьников.
В августе 2014 года Министерство образования и науки Украины постановило: темой первого урока 2014–2015 учебного года будет «Украина — единая страна». И пояснило: «Такая тема обусловлена событиями последних месяцев: оккупацией Россией Крыма и вооруженными акциями российских террористов в восточных регионах Украины. Основное содержание первого урока должно быть направлено на утверждение единства Украины, неразделимости ее территории и народа, ее населяющего. Важно акцентировать внимание детей на том, что Крым и Донбасс — это Украина, что люди, которые живут на этих территориях, — граждане Украины».
В том же августе 2014-го украинский Институт Горшенина провел социологическое исследование «Украина глазами детей».
На вопрос, что они думают о Крыме, 41,7 % школьников заявили, что это территория Украины, которую нужно вернуть. 23,6 % участников опроса заявили, что Крым — оккупированная Россией территория. 6,7 % школьников идентифицировали крымчан как людей, которые предали страну. 5,3 % опрошенных назвали полуостров этнической территорией крымских татар.
В отношении России более 40 % школьников придерживаются негативного мнения. Так, 25,4 % школьников заявили, что это страна с плохим президентом, который зомбирует всё население. 15,6 % — что это страна-агрессор.
27,0 % опрошенных детей отметили, что стали более патриотичными, начали интересоваться политикой и смотреть новости после этих событий. При этом каждый седьмой (13,7 %) признался, что испытывает страх за себя, близких и страну.
И хотя в целом исследователи констатировали резкий рост политизации детского сознания, Министерству образования и науки этот уровень, по-видимому, показался недостаточным ни, так сказать, количественно, ни качественно. Стать «более патриотичными», по-видимому, должны не 27 %, а все 100 % украинских детей.
К вопросу о том, кто и как будет учить детей патриотизму, чиновники и педагогические коллективы школ подошли творчески. Патриотическим воспитанием школьников было предложено заняться карателям из батальонов «Азов», «Днепр-1», «Харьков-1», так называемым «киборгам» и другим. Сообщения об этом приходят из Днепропетровска, Харькова, Киева, Днепродзержинска, Энергодара и множества других городов и поселков Украины.
Например, 12 сентября 2014 года школу № 5 города Боярка Киевской области посетили каратели из батальона «Азов», открыто декларирующие свою позицию. При формировании батальона «Азов» его костяк составили члены неонацистской группировки «Социал-национальная ассамблея». Командир батальона Андрей Белецкий считает, что историческая миссия украинского народа — «возглавить крестовый поход белой расы против возглавляемых семитами недочеловеков». «Гости» пришли не как солдаты армии страны и не как штатские.
Они пришли именно как боевики частного подразделения в отличающей их черной одежде с характерной символикой — батальон «Азов» использует знак «вольфсангель» (волчий крюк), который в прошлом был элементом эмблемы 2-й танковой дивизии нацистской Германии «Дас Райх». Администрация школы не увидела в этом ничего недопустимого и, напротив, заявила, что «проведение таких уроков способствует формированию у учащихся современной национальной идентичности на лучших примерах мужества и победы, выявленных нынешними защитниками Отечества, на героике современной борьбы за независимость и целостность государства».
В некоторые школы бандеровские наставники ходят, «как на работу», месяцами воздействуя на податливое детское сознание. Вот рассказ украинской журналистки Алены Соколинской о другой встрече старшеклассников с «героями АТО»: «Услышать о войне на востоке Украины от самих участников боевых действий имеют возможность харьковские старшеклассники. Уже второй месяц на встречи в школы приходят бойцы, которые служили в зоне АТО. Несколько учеников меряют каски, девушка из 10 класса надела настоящий боевой бронежилет, говорит — очень тяжелый, как можно в таком ходить, есть, спать целый день? «А еще бегать и стрелять», — уточняет 21-летний Богдан Геньбач из добровольческого батальона милиции «Харьков-1».
Уже упомянутый нами Эллиот Аронсон в другой книге («Общественное животное») пишет: «В идентификации решающим компонентом является привлекательность — обаяние личности, с которой мы себя идентифицируем. Представьте, что человек, который вам нравится, придерживается жесткой позиции по тому или иному вопросу. Поскольку вы идентифицируете себя с моделью, то, естественно, вы желаете придерживаться того же мнения, что и модель. До тех пор, пока у вас не возникнет более сильное чувство или не появится достоверная информация, противоречащая этому мнению, вы будете склоняться к тому, чтобы принять позицию модели».
Какую позицию диктуют детям «герои АТО»? Как подчеркивает Соколинская, участники «АТО», дающие школьникам «уроки патриотизма», «выступают свидетелями преступлений российских агрессоров и криминальных сограждан. Рассказывают, как брали в плен россиян, заверяют: все артиллеристы на Донбассе являются профессиональными российскими военными, потому что невозможно научиться за несколько месяцев стрелять из сложного оружия».
К встречам с боевиками детей готовят заранее на уровне школы и семьи. Вместе с родителями школьники вяжут носки для карателей целыми классами. Целыми школами мастерят маскировочные сетки. Этим коллективным действием создается внутренняя сопричастность детей к войне, создается позитивный образ этой войны — а как иначе? «Хорошие дети помогают только в хороших делах».
Оказывают добровольную помощь бандеровцам даже дети с Волыни — историческая память иногда бывает поразительно короткой. Они собирают «ремкомплекты» — пуговицы, нитки, иголки, изготовленные своими руками спички длительного горения... Школьники из Бердянска шьют маскировочные халаты... Дети из Никополя на собранные средства покупают сладости для тех, кто уничтожает мирных жителей на востоке... И все вместе — шлют письма и рисунки, в которых украинская армия олицетворяет добро, а всё «москальское» должно быть уничтожено.
Патриотическое воспитание в нашем понимании — это воспитание в детях, прежде всего, двух чувств: любви к своей Родине и готовности ее защищать. Но хунта, осуществившая госпереворот и уничтожившая собственную страну, способна воспроизвести и навязать украинским детям лишь свой собственный код — код ненависти. Из двух ключевых слагаемых патриотического воспитания напрочь изъято первое и основное — любовь. Акцент делается не на любви к Родине: быть патриотом — значит ненавидеть народ, объявленный «враждебным», и жаждать уничтожения своих «омоскаленных» соотечественников.
В Киеве пользуется популярностью выставка под названием «Герои не умирают», в экспозиции которой представлены личные вещи и документы карателей, убитых «российскими оккупантами». По сообщению телеканала «Россия 24», эта выставка стала «программной» для киевских школьников — их водят туда целыми классами практически в обязательном порядке. Экскурсоводы в красках рассказывают школьникам о «российской агрессии».
Детей пытаются приучить и к тому, что боевое оружие в стенах школы — норма. Показателен трагический случай, который произошел в феврале 2015 года в одной из школ Черниговской области. Местная журналистка привезла из зоны боевых действий в подарок для школ боевые гранатометы РПГ-18. И сотрудники школы охотно приняли гранатометы в школьную экспозицию. Однако один из гранатометов, стоявший на боевом взводе, выстрелил, в результате чего погибла женщина — завхоз школы и еще несколько человек получили ранения. Нормы — сняты, нахождение оружия в школе больше не является табуированным.
Работа с детскими эмоциями, вызываемыми противопоставлением ярких образов «врага-кацапа» и «украинского защитника», обязательно рано или поздно находит свое выражение в патологических формах. Свидетельством этому послужил скандал, произошедший в первой украинской гимназии имени Аркаса города Николаева.
Там, совместно с сообществом «Родинна спільнота», была организована школьная благотворительная кондитерская ярмарка, вырученные средства от которой пошли на пошив теплой одежды для военнослужащих хунты. Главным моментом этого события стало то, что некоторые украинские СМИ восторженно назвали «креативностью»: школьники сами давали названия своей продукции, и среди названий были «танки на Москву», «мозг Жириновского» и напиток под названием «кровь российских младенцев».
Руководитель отличившегося фантазией класса впоследствии оправдывалась тем, что якобы не ожидала такой реакции на «шутку», а кроме того, «у некоторых учеников родственники служат в зоне АТО, а недавно отец одного из школьников погиб в бою». Так что она просто хотела помочь детям — «дать возможность для выхода эмоций».
Однако психологами давно установлено, что выплески эмоций зачастую приводят как раз не к снижению, а к росту агрессивности — в чем и заключается конечная цель уроков «патриотического воспитания» детей на Украине. Единственая идея, внедряемая воспитателями в детское сознание, — ненависть к «москалям».
В этом — поразительный и требующий осознания итог «постмайданного» периода. С конца Второй мировой войны и до госпереворота, осуществленного в начале 2014 года на Украине, очаги предельной ненависти к «москалям» тлели на ограниченных территориях западных областей. На наших глазах в считанные месяцы установки бандеровской пропаганды оказались внедренными в сознание подрастающего поколения практически на всей территории Украины.
Какое будущее ждет детей, брошенных сегодня хунтой в топку этой информационно-психологической войны, — не знает никто.
Юлия Горжалцан.
Статья вызывает вопрос:”А как воспитывают детей в российских школах?”.Оказывается никак.Ведь воспитывать они не должны,главное-дать знания.А в стране-соседке готовят пассионариев фашиствующего государства,заточенного против России.
Члены гитлерюгенда потом прозрели в большинстве своём, но для этого понадобилось их победить. Вся закавыка в том, что Россия официально не воюет с Украиной, зачем же в наших школах насаждать ненависть к соседям? Превентивно? Сеять надо разумное, доброе, вечное, а за то, что сеют укры в головы своим детям, они ещё ответят, а, может, и покаются. Думаю, когда вырастут нынешние школьники, эта проблема уже решится и добро опять будет востребовано.
Вы,видимо,не в курсе,что в школах России не ставится задача воспитывать “разумное,доброе,вечное”.Нет стратегии воспитания.Она предложена для обсуждения,но кроме возмущения иных реакций не вызывает у людей,которым небезразлично будущее народа.
Думаю, воспитывает не стратегия, а личность преподавателя, учителя.
Как врачи,так и педагоги, каждые 5 лет проходят переаттестацию и от неё зависит их зарплата.Кроме этого идут постоянные проверки и отчёты на соответствие работы принятой в системе образования стратегии.Личное влияние конечно никто не отменял,но его диапазон легко можно сократить педсоветом до минимума.Например в американских муниципальных школах существует система полного исключения личностного влияния педагога на учащихся.
В бумагах можно потопить всё. Но у нас пока не Америка.
сейчас прискачет на эту тему фашиствующий бандеровец олег это его хлеб.просто эти люди уже зомби им нужно как-то оправдать свои зверства на Донбассе иначе если до них дойдет что они творят у многих просто съедет крыша
Самое информативное в этой статье-”труды” аронсона и пратканиса. Выдержки из этого нужно печатать.
Согласитесь-”то нельзя уменьшить диссонанс, утверждая, что это не было сделано или не было настоящим насилием. В такой ситуации наиболее эффективный способ снижения диссонанса заключается в том, чтобы свести к минимуму человечность или преувеличить виновность жертвы ваших действий, — чтобы убедить себя, что жертвы заслуживают того, что получили».
По-тварьи, прагматично, без эмоций-и работает(аронсон, Иванов-не способен). Эффект-на лицо.
Выдержки нужно выкладывать, а не-эффекты(детишки с Украины приготовили коктейль”кровь русских младенцев”). Как имеют мозг, технология, этапы. Искать, самообразовываться-чтобы с нами так нельзя было сделать.
За что я люблю ЯП-это за “нити” и “упоминания”. Все. Полез искать это дерьмо(аронсона) и копаться в нем.
Доброй охоты!