Наличники в наличии
Внимание! Фотограф Иван Хафизов собирает деньги на отличную книгу о русских наличниках. До конца проекта остаётся всего несколько дней, поддержите его скорее! Спонсируйте проект и помогайте сохранить нашу историю. К тому же, за это можно получить плакаты, фотографии, наборы открыток и, конечно, саму книгу "Резные наличники: Центральный регион".
Если вдруг кто не знает: наличники – декоративный элемент оформления оконного или дверного проёма. Чаще всего они изготовлены из дерева и нередко украшены резьбой. По названию можно догадаться, что ими оформляют фасад дома. Наличники – наш большой культурный феномен, они есть только на территории бывшей Российской империи.
Зачем нужна книга о них? Наличники – живая история. Деревянные дома долго не простоят – скоро они просто обветшают и развалятся. Если сейчас вплотную не заняться сохранением этого наследия, то через несколько лет уже ничего не останется. Нужно привлекать к этому внимание.
И, конечно, у наличников огромный туристический потенциал. Представьте, что в Россию едут тысячи иностранных туристов, чтобы посмотреть на наличники. У маленьких городов появятся деньги, дома можно будет сохранить. Если есть matryoshka и balalaika, то почему никому не известны nalichniki? Надо спасать ситуацию.
Собрать нужно 1 776 000 рублей.
На что пойдут деньги:
800 000 — на печать книги "Резные наличники: Центральный регион", тираж – 1000 экземпляров;
375 200 — экспедиции в 135 городов Центрального округа;
228 800 — 13% от суммы сбора составляют налоговые отчисления в бюджет РФ;
180 000 — печать открыток, раскрасок и плакатов;
88 000 — 5% от суммы сбора берет Planeta.ru за организацию краудфандинга;
88 000 — 5% от суммы сбора берет Яндекс.Деньги за проведение всех платежей.
Очень здорово, когда человек занимается своим любимым делом, когда он живёт и дышит им. Один из таких людей – фотограф Иван Хафизов, который однажды так увлёкся русскими деревянными наличниками, что в 2010 году создал целый Виртуальный музей.
Он ездит по российским городам и снимает буквально все дома с интересными наличниками, постоянно пополняя свою коллекцию. На сегодняшний день в музее есть фотографии из 106 населённых пунктов. Но Ивана интересует не только эстетическая сторона вопроса: он проводит серьезную работу, занимаясь классификацией наличников, и верит, что это необходимо с точки зрения науки и культуры.
Иван мечтает выпустить книгу о наличниках центрального региона России. Для этого Виртуальный музей наличников ведёт сбор средств на сайте Planeta.ru.
А мне Иван рассказал, зачем нужна эта книга, почему его так интересуют наличники и что он собирается делать с ними дальше.
"Книга нужна сразу по нескольким причинам. Во-первых, это действительно сохранение культурного наследия, некий "срез" деревянного зодчества 2010-х годов, который позволит дальнейшим исследователям понять, как развивается деревянное зодчество (и, в частности, наличники) со временем.
Во-вторых, издание этой книги и общенародный сбор средств на неё – это способ привлечь как можно больше внимания к деревянному зодчеству. Показать, что оно интересно сотням и тысячам людей. Показать, что деревянные дома – это красиво, что о них надо рассказывать и к ним надо водить туристов, потому что именно они – наша история.
В-третьих, издание книги – это способ создать фотоархив деревянных домов, который позволит многим поколениям резчиков опираться на проверенные типы наличников, а не изобретать велосипед снова и снова.
Егорьевск, Московская область
Наличники – действительно особенность русской культуры. В книгах нет описания территории, где они встречаются, поэтому я могу сейчас лишь говорить о своей теории, которую ещё предстоит подтвердить или опровергнуть: наличники встречаются на территории влияния Российской империи на период расцвета деревянного зодчества, то есть на конец XIX века. Таким образом, они есть везде от Польши и восточной Германии до Аляски и от Финляндии до севера Казахстана.
Поэтому, вспоминая, что на этой территории живут десятки различных национальностей, не совсем правильно говорить, что наличники – "чисто русский феномен". Они есть и в Чувашии, и в Татарстане, и в Башкирии, и в Удмуртии, и даже в Якутии. Причем удмуртские наличники имеют мало общего с соседними из Нижегородской области, хотя корни у них, несомненно, одни и те же.
Чебоксары, Чувашия
Существует несколько классификаций наличников, предложенных учеными. Составлялись они для конкретных регионов (например, для Нижегородской области, для Поволжья или для Урала), поэтому в них, к сожалению, не была заложена возможность вписать совершенно другие по устройству наличники. Поэтому, видя этот недочет, я не стал повторять ошибок и сделал базовую классификацию – по уровню сложности в изготовлении от 1 до 5, где единица – самые простые и лаконичные наличники, а пятерка – сложные кружевные или еще какие-то необычные авторские наличники.
Такой подход позволяет легко включать в себя любые новые, даже непохожие на прежние наличники. А создание типологии, такой, чтобы по описанию наличника или его фотографии можно было бы определить регион, – дело будущего, когда будет отснято хотя бы большинство регионов страны.
Наличники Суздаля – 5-я категория по классификации
Несомненно, к изучению наличников будут привлекаться ученые! Собственно, глава об истории наличников и их происхождении будет писаться под надзором заслуженного архитектора России, доктора исторических наук и кандидата архитектуры Марка Григорьевича Мееровича. Он давно и плотно занимается деревянной архитектурой, поэтому было очень приятно, что не отказал мне в этой просьбе. Да и на основе книги, я уверен, в дальнейшем будут вестись исследования: мне уже сейчас присылали несколько диссертаций по истории и архитектуре, у которых в основных источниках обозначен Виртуальный музей резных наличников.
Нерчинск, Забайкалье
Заинтересовать проектом кого-то выше уровня руководства городской библиотеки или краеведческого музея пока не удавалось. Наверное, самый большой успех здесь – совместный проект с Департаментом культуры Владимирской области, который, надеюсь, стартует в апреле. О деталях пока говорить не могу :)
Ну и еще есть договоренности о взаимном сотрудничестве с Институтом наследия (РНИИ культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева), так что в ближайшем будущем мы тоже что-то сделаем совместное.
Юрьевец, Ивановская область
Если говорить о всей стране, то к настоящему моменту отснято 106 населенных пунктов из примерно 520 запланированных. На сайте уже сейчас представлен хотя бы один наличник из каждого города, но планируется довести их число до тридцати (из каждого посещённого населённого пункта), чтобы, посмотрев на них, любой человек мог понять, "схватить" ту традицию, ту особенность, которая присуща только местным окошкам.
Однако поскольку книга планируется о Центральном федеральном округе, то здесь уместнее говорить о других цифрах: здесь нам удалось побывать лишь в 65 городах из запланированных 205. Не во всех городах удается сфотографировать вообще все наличники города (хотя зачастую получается), но главное – снять те, что встречаются лишь в этом месте. То есть понять местную традицию, особенность местных наличников.
Нерехта, Костромская область
В экспедиции я езжу по-разному – когда один, когда с друзьями, когда едем семьей (c братом и папой): тут нет единого правила.
В смысле фотосъемки же правила как раз есть, и довольно жесткие: снять наличник "в полный рост", снять группу наличников, фасад дома полностью, дом с угла (если возможно), отдельно — элементы резьбы, отдельно крыльцо или дверь (если видна), отдельно – мансардное или чердачное окошко. Этот список сформировался, к сожалению, всего пару лет назад, и многие города отсняты не так плотно, так как тогда мне казалось, что это будет занимать слишком много времени. Сейчас же на съемку одного дома уходит около десяти снимков и не больше двух-трех минут.
Вообще, экспедиции совсем не похожи на туристические поездки: в целях экономии времени я не хожу по местным достопримечательностям, поэтому многие города вижу совсем не такими, какими их видит большинство приезжих.
поездка по Рязанской области
Деревянное домостроение довольно консервативно, поэтому каких-то инноваций в изготовлении наличников очень мало. Делают, конечно, наличники и лазерной резкой, но это, скорее, исключение. В основном и по сей день большая часть наличников делается так же, как и на протяжении последних ста лет: лобзиком вручную. Сейчас, конечно, электролобзиком, но принцип остается тем же.
Если говорить о более старой "глухой резьбе", то с ней всё еще проще – как вырезали её вручную, так и вырезают. Разве что сталь, вероятно, другая у инструментов, да и сосна, говорят, за двести лет гораздо более рыхлая стала: потепление сказывается.
Павлово, Нижегородская область
Конечно же, после издания книги "Резные наличники: Центральный регион" я планирую сделать и "Поволжье", и "Русский Север", и "Урал", и "Сибирь", и "Дальний Восток". Ведь век дерева недолог – если мы сейчас не озаботимся сохранением в фотографиях нашего деревянного наследия, через десять лет фотографировать будет уже нечего. Вот этого дома из Углича уже нет, причем разобрали его в 2014 году.
Углич, Ярославская область
Глобальная цель, конечно – сделать деревянное зодчество модным. Я уверен, что никакое правительство не может заставить сохранить наличники хозяина дома, если он сам не видит в них никакого смысла. Поэтому я очень хочу дать этот смысл – показать и рассказать, что наличники – не меньшее богатство, чем нефть или газ, но они находятся в руках каждого, в руках обычных людей. И от того, как ими распорядиться, зависит напрямую будущее нашей страны. Поедут ли туристы со всего мира в Тутаев, Кострому или Тюмень смотреть на невероятной красоты nalichniki, или мы поедем отсюда смотреть на двери Тосканы и Дублина?"
Вполне вероятно, что именно так будет выглядеть один из разворотов будущей книги
Ещё раз: Виртуальный музей резных наличников собирает средства на издание книги о наличниках центральной России. Если вашему сердцу милы наличники, поддержите проект!
Если выложить в сети все фото наличников с кратким описанием, то найдутся тысячи желающих сохранить это богатство. Таким образом мы не потеряем источник вдохновения. К тому же очень многие захотят повторить показанные сюжеты. Видимо это должно быть стимулом для создания такого фотоальбома? Правда в этом случае автор лишится навара. А иначе зачем собирать такую сумму и кормить кучу посредников-паразитов?
никто книг на бумаге уже не читает!
Пусть автор свою книгу бесплатно в интернете выложит в электронном виде! А мы уж все накачаем и стругать станем!
Удивляют комментарии.К бесплатному труду призывают,а сами что бесплатно сделали?Идея прекрасна.Книги не читают киборги и им подобные.Нормальные,работающие серьёзно с литературными и научными источниками,люди не могут без книг.
Красота то какая-наличники