Фотографии довоенного Ленинграда 1931 года в цвете
Фотографии жизни Ленинграда за 10 лет до войны, снятые американским путешественником Бренсоном ДеКу (Branson DeCou).
Получившийся неожиданный контраст между яркими диапозитивами 1931 года и чёрно-белыми блокадными фотографиями (yarodom.livejournal.com/250...) наглядно говорит о трагедии, пережитой городом.
1. Санкт-Петербург. Невский проспект: перспектива улицы, завершающаяся зданием Адмиралтейства
Честь открытия бесценного собрания Бренсона ДеКу для широкой публики принадлежит Калифорнийскому университету в городе Санта-Круз (Калифорния, США). Именно сюда и поступили более 10 000 стеклянных диапозитивов, сделанных путешественником в период с 1920 по 1941 годы. Сам же Бренсон ДеКу (1892—1941), несомненно, был уникальным человеком своего времени. Этот неутомимый энтузиаст не только объездил с фотоаппаратом чуть ли не весь мир, но и сумел извлечь из этого приятного занятия коммерческую выгоду. Его цикл лекций с достойным кинокомпании названием «Dream Pictures» (примерный перевод: «Сказочные виды») стал широко известен как в Америке, так и в Европе. Успех объяснялся просто: путешественник эффектно иллюстрировал свои рассказы с помощью многочисленных слайдов, которые он показывал посредством простого «волшебного фонаря». В угоду большей зрелищности он даже решил раскрасить стеклянные диапозитивы яркими анилиновыми красками, а их демонстрацию сопроводить классической музыкой Й. Гайдна и С. Рахманинова, которая исполнялась на громоздкой виктроле. Сегодня, когда мало кто представляет себе «волшебный фонарь» и виктролу, хрупкие диапозитивы Бренсона ДеКу предстают перед зрителями на экранах мониторов.
Фотографии, посвящённые Санкт-Петербургу (в своих подписях американец именно так, по-старому, именует бывшую столицу Российской империи) легко делятся на две части: собственно городские виды и пейзажи пригородов и дальних окраин. Первая группа снимков и оказалась сегодня в центре нашего внимания.
2. Санкт-Петербург. Невский проспект: перспектива улицы
Находясь в Ленинграде, Бренсон ДеКу как опытный турист запечатлел практически все знаменитые достопримечательности: Зимний дворец, Исаакиевский собор, Спас на Крови, Медный Всадник… Но нельзя не заметить, что американского наблюдателя гораздо больше интересует бурная и своеобразная городская жизнь. Яркие уличные сценки, необычные типажи, встреченные фотографом на улицах Ленинграда и характерные приметы времени, заявленные в многочисленных агитплакатах и вывесках – вот что делает эти снимки неповторимыми. Надо отметить, что новоиспечённые ленинградцы (а город сменил название всего 8 лет назад) были преисполнены ответного любопытства и сами активно позировали перед объективом Бренсона ДеКу.
P.S. Все фотографии были тщательно подписаны и озаглавлены самим Бренсоном ДеКу. Именно его оригинальные подписи были переведены и использованы в этой статье.
3. Санкт-Петербург. Невский проспект: перспектива улицы с башней Городской Думы справа
4. Санкт-Петербург. Перекрёсток Невского проспекта и Садовой улицы
5. Санкт-Петербург. Собор Воскресения Христова (храм Спаса на Крови): вид с набережной канала Грибоедова. Церковь была построена в 1883—1907 архитектором Альфредом Парландом
6. Санкт-Петербург. Кооперативные магазины на Невском проспекте
7. Санкт-Петербург. Очередь в булочную на Невском проспекте
8. Санкт-Петербург. Мужчины, распивающие напитки у входа в магазин на Невском проспекте
9. Санкт-Петербург. Панорамный вид на Петропавловскую крепость на Неве
10. Санкт-Петербург. Набережная Невы у Адмиралтейства
11. Санкт-Петербург. Адмиралтейская набережная
12. Санкт-Петербург. Ростральная колонна на Васильевском острове (две Ростральные колонны были возведены архитектором Тома де Томоном около 1811 года)
13. Санкт-Петербург. Панорамный вид с купола Исаакиевского собора
14. Санкт-Петербург. Эрмитаж (бывший Зимний дворец): вид на главный фасад со стороны Дворцовой площади (здание Зимнего дворца было построено в 1754—1762 годах архитектором Растрелли и впоследствии претерпело множество изменений)
15. Санкт-Петербург. Здание Главного штаба: вид со стороны Дворцовой площади (здание было построено архитектором Карло Росси в 1819—1829 годах)
16. Санкт-Петербург. Эрмитаж (бывший Зимний дворец): вид на главный фасад со стороны Дворцовой площади
17. Санкт-Петербург. Александровская колонна на Дворцовой площади: деталь основания с аллегорическим барельефом (монумент воздвигнут архитектором Огюстом Монферраном в 1830—1834 года)
18. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: портик с атлантами (музей построен по проекту архитектора Лео фон Кленце в 1842—1851 годах)
19. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: посетители музея у портика с атлантами
20. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: портик с атлантами
21. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: посетители музея у портика с атлантами
22. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: посетители у входа в музей
Это анилиновое раскрашивание придаёт городским пейзажам ощущение сна, какой-то нереальности.
Они когда-то такими и были. Не так еще и давно. «Ворон» и прочее Андрея Столярова – может быть, последнее и может быть самое неожиданное, что написано про это.