МВФ и Украина: как впадают в транш (ВИДЕО)
На совместной пресс-конференции главы МВФ Кристин Лагард и канцлера ФРГ Ангелы Меркель говорили в основном о хорошем. В список хорошего наряду с ростом инвестиций в Германии и дешевой нефтью как-то затесалась Украина. Для нее согласовали первый в серии кредитный транш на $5 млрд. Очередная страна «подсела» на горькое лекарство, прописанное Международным валютным фондом. Народ горечь почувствует, но денег, конечно, не увидит.
Обезболивающее
Помощь Украине нужна срочно: в последние дни за газ с Россией приходилось рассчитываться посуточно. Международные резервы стремительно сокращались на фоне интервенций Национального банка. Бюджет трещал по швам. Наконец, тарифы на газ для населения пришлось повысить в шесть раз. И тут МВФ бросает спасательный круг… Успех?
Для начала расскажем о лекарстве, потом о послевкусии. Итак, в этом году Киеву выдадут $10 млрд. За четыре года — $17,5 млрд. Если прибавить сюда реструктуризацию долга и все дополнительные выплаты, получится до $40 млрд.
При этом МВФ уже сообщил, что перешел от программы Stand-by на EEF. Что это значит? Двухлетний кредит, Stand-by, краткосрочный, на экстренные нужды, и отдать его надо за 4 года. МВФ ранее согласовывал подобную программу для Украины на $17 млрд, но отправил всего два небольших транша, и линию свернули. Теперь же деньги намерены перечислять в течение четырех лет, а на погашение у Украины будет целых шесть.
Минские соглашения
Вроде бы все прекрасно — стабильность и процветание. Но вот что говорит директор-распорядитель Кристин Лагард: ««Программа включает в себя риски, в частности, вытекающие из конфликта на востоке страны. Но я вижу, что прекращение огня, о котором договорились в прошлом месяце в Минске, соблюдается, и я надеюсь, что в будущем удастся избежать новых человеческих жертв».
Иными словами, судьба кредита напрямую зависит от соглашений, принятых в Минске. И если о $17,5 млрд можно будет разговаривать даже на фоне ухудшения ситуации, то реструктуризация долга силами зарубежных кредиторов может оказаться под угрозой. Сейчас дела идут неплохо. Но пока украинские власти поговаривают не только о скорой победе над «сепаратистами» ДНР и ЛНР, но и о возвращении Крыма, в стабильность мало кто верит.
Тем временем, сам президент Украины сомневается что хватит денег от международных кредиторов. Петр Порошенко заявил, что Киеву нужно еще больше помощи. Даже $40 млрд — не хватит для полного восстановления экономики страны.
Процитируем его слова: «Общий пакет, который формируется для помощи Украине, та финансовая поддержка, финансовый фундамент реформ, который является защитником для нашей национальной валюты, для нашего платежного баланса, для наших золотовалютных резервов, в общем сегодня должен превышать $40 млрд».
Сейчас намекает Порошенко, а в феврале министерство финансов Украины в лице замминистра Игоря Уманского выразило надежду, что первый же транш от МВФ составит $10 млрд. В итоге столько страна получит, как мы уже говорили, за весь 2015 г.
На что потратят деньги
Когда мы говорим «страна получит», то подразумеваем, конечно, не народ. Кто же увидит деньги? В бюджете Украины прописан курс в 21,5 гривны за доллар. Чтобы усмирить спекулянтов с февраля на поддержку валюты пришлось потратить $5 млрд.
Чтобы вернуть гривну в рамки договора с международными кредиторами, НБУ пошёл ва-банк и повысил учетную ставку с 19,5% сразу до 30%. Теперь она находится на максимуме с 2000 года.
Кроме того, регулятор сохранил требования к экспортерам о продаже 75% валютной выручки и ввел новые ограничения. В частности, полностью запретил выведение дивидендов из страны и ограничил возможность скупать валюту на внутреннем рынке банкам и их клиентам. Ужесточение валютных торгов на Украине произошло ещё в конце февраля.
Нацбанк даже вовсе закрывал их на сутки, а также пересчитывал курс задним числом. В итоге, сейчас на валютном рынке страны-де-факто только один покупатель — Центробанк, который сам устанавливает правила игры и стоимость валюты. Деньги МВФ ему, вероятно, пригодятся.
Кроме того, регулятор сохранил требования к экспортерам о продаже 75% валютной выручки и ввел новые ограничения. В частности, полностью запретил выведение дивидендов из страны и ограничил возможность скупать валюту на внутреннем рынке банкам и их клиентам.
Ужесточение валютных торгов на Украине произошло ещё в конце февраля. Нацбанк даже вовсе закрывал их на сутки, а также пересчитывал курс задним числом. В итоге, сейчас на валютном рынке страны-де-факто только один покупатель — Центробанк, который сам устанавливает правила игры и стоимость валюты.
В целом на «балансировку бюджета» МВФ разрешил Украине потратить $2,7 млрд. Это уже львиная доля транша. Пойдут деньги и на финансирование военных операций. Эти расходы за год достигают 90 млрд гривен, а в условиях продолжающегося конфликта На Юго-Востоке неминуемо выйдут за рамки бюджета. Раскошелиться придется и на обслуживание долга.
Как расплатятся
А вот что государство вынесло за рамки кредита от МВФ: социальные траты. Представители фонда открыто говорят о том, что использовать деньги на эти нужды Киеву не позволят. На самом деле, как и в случае с другими реципиентами помощи фонда, расплачиваться за полученные средства как раз и будут за счет населения.
Рада с начала марта спешно принимала один закон за другим. В пакете пересмотренный бюджет, изменения в налоговый кодекс, ограничение размера пенсий работающим пенсионерам, и многое другое. Прямое следствие требований МВФ — повышение цен на коммунальные услуги.
С 1 апреля в рамках выполнения Меморандума с МВФ, тарифы на газ для населения резко вырастут. В среднем, почти в три раза, а в отдельных случаях — в шесть раз и более. Чтобы отапливать дома газом украинцы будут платить минимум 3 тыс. 600 грн за тыс. кубометров. А если они тратят больше 200 кубометров в месяц, то вообще больше 7 тыс. гривен.
Кристин Лагард намекает, что одноразовым повышением тарифов дело не закончится: «По новой программе придется предпринять и другие шаги, а именно — дальнейшее повышение тарифов, реструктуризацию банков, реформу государственных предприятий, преодоление коррупции и усиление верховенства права», — говорит глава МВФ.
Столь резкое повышение может серьезно сказаться на инфляции, которая и так, похоже, выходит из-под контроля. В прошлом месяце цены выросли на треть по сравнению с февралем 2014 года. Это быстрее, чем в январе, когда они прибавили четверть в годовом выражении. При этом прогноз по инфляции на этот год в оптимистичном варианте около 26%.
Это значит, что цены должны начать снижаться, чтобы выйти на целевой показатель. При таком росте тарифов это маловероятно. Пессимистичный прогноз властей — больше 40%.
От экономического кризиса — к социальному
ВВП Украины благодаря кредиту МВФ не вырастет, инфляция не снизится, люди богаче не станут. Но страна действительно получит шанс избежать полного развала экономики в среднесрочной перспективе. Что же произойдет в долгосрочной?
Международный валютный фонд утверждает, что консолидация государственных финансов, искоренение коррупции и стабильность долговых выплат в итоге сделают Украину процветающей европейской страной. И наверное это возможно. Но сначала по всем кредитам нужно расплатиться.
Если посмотреть на список непопулярных реформ, запланированных и уже реализованных, становится очевидно, что помимо экономического кризиса государству придется пережить еще и кризис социальный. Народ выживет, но устоит ли власть?