Балканизация Украины
Общественность в России, вероятно, удивляет присутствие граждан Хорватии в подразделениях украинской армии, Правого сектора и Нацгвардии Украины, принимающих участие в боевых действиях на Донбассе.
Но, в этом нет ничего удивительного. Для начала, Хорватия является членом НАТО, а на Украине, на стороне Киева, воюет много наемников из стран членов НАТО. Кроме того, удивлены в первую очередь те, кто не очень знаком с нашей историей в период от Первой и Второй мировых войн и до развала Югославии и СССР.
У католической Хорватии всегда было больше симпатий к украинскому проекту, к католической и униатской Украине, чем к православной России. Во время Первой мировой войны, когда Австро-Венгерская Империя воевала против царской России, на фронтах в Галиции было много хорватов — солдат Австро-венгерской монархии. Это сказалось и в последующих поколениях.
Во время Второй мировой войны Хорватия усташей и квислингов отправляла своих солдат сражаться против Советского Союза и Красной армии. Подразделения хорватских квислингов воевали под Сталинградом, усташская Хорватия перебрасывала на Восточный фронт свои самолеты и летчиков. Полковник Франьо Джал, например, являлся одним из таких летчиков-асов в борьбе против Красной армии. Сегодня на хорватских интернет-порталах популярны публикации о борьбе хорватских войск против Красной армии в Сталинграде.
Хорватское общество никогда не осудило участие хорватов в войне на Восточном фронте. В новом независимом хорватском государстве, созданном после развала Югославии, квази-государство усташей, существовавшее с 1941 по 1945гг., никогда искренне не критиковали. Новая Хорватия в последние десятилетия не предприняла ни одной попытки дистанцироваться от коллаборационистского образования — «Независимого государства Хорватии» времен Второй Мировой.
Подтверждением тому и некоторые названия современных хорватских армейских подразделений и воинских званий, таких как: «бойник», «сатник» — названий, существовавших только в вооруженных силах усташской Хорватии, а до этого в вооруженных силах Австро-венгерской монархии.
В ходе Второй мировой войны ни один серб не воевал против Красной армии и Советского Союза. Сербы и Сербия всегда питали сильные симпатии, любовь и отзывчивость к братскому русскому народу и к России. Примечательно, что и в период существования бывшей социалистической Югославии, даже и тогда Хорватия, как союзная республика и часть Югославии тяготела к сотрудничеству с Украиной, а Сербия с Россией.
В то время общественность Хорватии, политический, и тем более, культурный истеблишмент воспринимали Украину, как более «братскую» по сравнению с Россией. Хорваты всегда подчеркивали разницу между украинцами и русскими. Если сделать анализ межгосударственных визитов между СССР и Югославией тех лет, будь то в сфере политики, экономики, или тем более, в области культуры, то мы обнаружим устойчивую направленность на взаимное сотрудничество между республиками Хорватией и Украиной с одной стороны и Россией и Сербией с другой.
В то время этому никто не придавал значения, многие считали это неважным, поскольку это были только лишь союзные республики, а государствами являлись СССР и Югославия. Однако, уже тогда это было индикатором будущего направления взаимных отношений.
И не случайно, что уже в те времена, например, советский разведцентр в Загребе, в Хорватии, был куда серьезнее такого же центра в Белграде, в Сербии. Аналитики советских разведслужб правильно оценивали то, где надо было усилить работу. И не только в связи с географической близостью к Австрии или Италии.
Примечательно, что тогда в советском консульстве в Загребе, было несоразмерно много украинцев, что сразу же было заметно на коктейлях, или при официальном представлении сотрудников консульства на Боснийской улице в Загребе.
Итак, тот факт что хорваты и сербы вновь разделены линией фронта — на этот раз уже украинского — это во многом продолжение незаконченной Второй мировой войны на Балканах. Запад «балканизировал» Украину со всеми, присущими «балканизации» трагическими последствиями. Хорваты и сербы же, в этой ситуации, только продолжили с той же точки, на которой не так давно остановились.
Сербский военно-политический обозреватель Мирослав Лазански