Ядерные провокации
Ядерная угроза возле наших границ возникла во время холодной войны. С тех пор мир изменился: исчез с карт Советский Союз, приказал долго жить союз стран Варшавского договора, бывшие республики великого и могучего вступили в НАТО, а ракетные базы и атомные бомбы остаются на своих местах. Не помешал этому даже знаменитый договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Понятно, разговоры о целесообразности нахождения американского ядерного оружия ведутся и по сей день.
Мы постоянно ставим этот вопрос на всех уровнях, даже на саммите по физической ядерной безопасности. Но толку-то мало. Мы говорим о том, что у нас всё ядерное оружие находится на нашей территории. А у США есть ядерное оружие, которое размещено не на их территории. Почему? В чём необходимость? Они говорят, что, во-первых, оно традиционно там находилось. А во-вторых, международная обстановка пока не позволяет им пойти на те шаги, которые мы им предлагаем, заявил 18 февраля посол по особым поручениям МИД РФ Григорий Берденников.
Когда же появилась эта традиция?
Метод ядерной провокации и «двойное решение»
Впервые попугать СССР ядерной дубинкой США решили ещё в конце пятидесятых. С 1958 по 1961 в Турции, Италии и Великобритании появились ракеты «Тор» и «Юпитер». Чтоб долететь до нашей страны, этим «богам войны» хватало всего восемь — десять минут. Перспектива ядерного пепелища руководство нашей страны не устраивала совсем, и в 1962 году советские Р-12 отправились на Кубу. В итоге разразился Карибский кризис, а ракеты «убрались восвояси» и с Кубы, и из Европы. У Хрущёва с Кеннеди хватило ума не сжигать планету в атомной войне.
PGM-17 Thor
В относительном ядерном спокойствии США с СССР жили до конца семидесятых. Затем память о ядерной угрозе с Кубы как-то сгладилась, и в 1979 в НАТО принимают знаменитое «двойное решение»: провести с СССР переговоры об ограничении ядерных вооружений и одновременно с этим разместить Западной Европе к 1983 году 108 баллистических ракет «Першинг-2» и 464 крылатые ракеты наземного базирования BGM-109G, каждая из которых была нацелена на нашу страну. При этом, американские мирные прдложения весьма дурно пахли. Например, в 1981 году Рейган предложил так называемый «нулевой вариант»: США отказывается от планов размещения «Першингов» в Европе, в ответ на что СССР уничтожает свыше 600 ракет средней дальности не только в Европейской части страны, но и азиатской.
MGM-31C Pershing II
Холодная война пошла на новый виток, и руководство СССР так же прибегло к двойным мерам. С одной стороны, именно Кремль был инициатором многочисленных переговоров о сокращении оружия с серьёзными уступками, которые ни к чему не привели из-за американской самоуверенности. С другой — пара дивизионов «Пионеров» отправилась на Чукотку, откуда «всегда готовые» могли в мгновение ока уничтожить радиолокационный пост Клир системы предупреждения о ракетном нападении «Бимьюс» на Аляске, РЛС СПРН «Кобра Дейн» на острове Шемия и «Паркс» в штате Северная Дакота. Из Чехословакии и ГДР Брюсселю начали грозить «Темп-С», которые в будущем должны были заменить находящиеся в разработке ракеты «Скорость».
«Темп-С»
Диалог развивался ни шатко, ни валко, и, скорее всего, стороны сумели бы договориться на более-менее равных условиях, но в 1985 году ситуация изменилась. К власти пришёл Горбачёв.
«Божественный подарок» от нобелевского лауреата премии мира
Михаил Сергеевич предложил вариант «двойного глобального нуля». Обнуление, впрочем, вышло несколько односторонним. Согласно договора, США и СССР должны были уничтожить все ракеты средней дальности (от 1000 до 5500 км) и меньшей дальности (от 500 до 1000 км). Горбачёву этого показалось мало, и он решил в одностороннем порядке уничтожить комплексы «Ока», которые не попадали под действие договора — дальность менее 500 км. Позднее этот широкий жест госсекретарь Шульц назвал «божественным подарком». Кроме того, если США убирали ракеты, размещённые вне своей территории, СССР снимал с дежурства даже комплексы, стоявшие в азиатской части страны. Цифры тоже сложились не в нашу пользу:
ОТР-23 (Ока́)
США «обнулили» 732 единицы ядерного оружия:
120 ракет «Першинг-2», развёрнутых к тому времени на территории ФРГ, и 127 таких же ракет в США
309 развёрнутых и 133 неразвёрнутых крылатых ракет наземного базирования
170 оперативно-тактических ракет «Першинг-1А» уже выведенных из боевого состава
«Потери» СССР куда выше, 1836 единиц:
166 стационарных жидкостных ракет Р-12 и Р-14, 65 из которых стояли на боевом дежурстве
660 твердотопливных баллистических ракета типа «Пионер»
84 крылатые ракеты наземного базирования РК-55
926 твердотопливных ракет «Темп-С» и «Ока»
Кроме того, из-за заключённого договора в СССР практически сняли с сконвейера новейшие комплексы «Ока-У», «Скорость» и «Пионер-3». Такая вот арифметика по-горбачёвски.
Дружба дружбой, а табачок врозь
Так о каком-же американском ядерном оружии ведёт разговор господин Берденников с представителями одного лауреата премии мира, если другой лауреат премии мира в декабре 1987 все проблемы порешал? Всё дело в том, что НАТО — ядерный альянс, а атомное оружие не исчерпывается ракетами.
Пока в мире существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным альянсом. Основой гарантии безопасности союзников являются стратегические ядерные силы блока, и в особенности те, которые принадлежат США, а также независимые ядерные силы Великобритании и Франции, играющие собственную сдерживающую роль и вносящие вклад в общее сдерживание и безопасность союзников, из стратегической концепции Североатлантического альянса.
По информации из открытых источников, на вооружении тактических ядерных сил НАТО находится около двухсот американских атомных авиабомб типа В-61. Хранятся они на территории пяти неядерных европейских стран: Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Турции. Для чего нужны эти реликты холодной войны? Бомбы предназначены «для ядерного сдерживания агрессии против альянса, а также для поражения объектов государственного и военного управления, военно-экономического потенциала и группировок войск вероятных противников путём нанесения ядерных ударов».
Термоядерная бомба В61
Отказываться от них в ближайшее будущее Вашингтон не планирует. Более того, через три года начнётся модернизация: на основе старых начнут собирать новые, с продлённым на 30 лет сроком эксплуатации. Кроме того, их должны адаптировать под использование на F-35.
Чем отвечает Россия? «Искандерами». Развёрнутая в Калининграде установка доставит ракету в Варшаву менее чем за две с половиной минуты. За это время разве что руки с автоматом вытянешь вперёд, чтоб расплавленный металл не закапал казённое обмундирование. Дальность действия — до 500 километров, так что под действие бессрочного горбачёвского договора они не попадают. Впрочем, учитывая истерики, которыми на Западе сопровождают каждую новость о «двурогих», США вполне может использовать их как повод для выхода из "двойного обнуления", и снова отправит «Першинги» в Европу. В конце-концов, в 2002 для выхода из бессрочного договора по ПРО никаких веских поводов Вашингтону не понадобилось.