Миссия невыполнима
Минобрнауки решило избавить школьников от оценок и домашних заданий
Минобрнауки предлагает ввести лимиты на выполнение домашнего задания школьниками. В ведомстве разработан проект приказа, где прописано, сколько времени ребенок должен тратить дома на подготовку к учебе. Младшеклассникам рекомендовано заниматься не более полутора часов в день, выпускникам — 3,5 часа. Особое внимание уделяется первоклашкам. Их рекомендуется вовсе освободить от домашних заданий. А на уроках не ставить «балльные» оценки.
Как поясняют в Минобрнауки, рекомендованное предельное время для выполнения домашних заданий существовало всегда. Лимиты уже несколько лет прописаны в Санитарных нормах и правилах (СанПиН). Однако поскольку с каждым годом количество жалоб от родителей о нечеловеческих нагрузках на детей прогрессирует, для наглядности нормативы решили продублировать и в специальном ведомственном приказе.
В проекте документа сказано, что ежедневный «объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3-м классах — 1,5 часа, в 4-5-м классах — 2 часа, в 6-8 классах — 2,5 часа, в 9-11 классах — до 3,5 часа». Кроме этого, школам советуют тщательнее подходить к составлению расписания уроков. Предметы, требующие долгой домашней подготовки, не должны быть сгруппированы в один день.
Первоклашек же вовсе рекомендуется освободить от домашних заданий и «балльных» оценок.
До 4 марта проект документа будет проходить общественное обсуждение. Пока большинство родителей новшество одобряют.
«Я рад, что на проблему обратили внимание, — говорит Олег Кирсанов из Иркутска. — У меня дома двое школьников. Сын в четвертом классе и дочь-выпускница. Приходят с занятий, обедают — и сразу за уроки. Каждый по 4-5 часов за письменным столом проводит. Дочь еще с репетитором занимается, чтобы ЕГЭ сдать. В некоторые дни спать она ложится не раньше 11 вечера. Я уж не говорю про необходимость читать дополнительную литературу по предметам. А когда младшему задают так называемые проектные работы на дом, которые представляют из себя электронные рефераты, — вся семья вешается. Задействованы все. Я картинки в интернете ищу и обрабатываю, мать презентацию на компьютере верстает. Не понимаю, зачем ребенку давать задание, которое он заведомо не в состоянии сам выполнить? Разве что учителю для галочки. Детей жалко. По Трудовому кодексу у нас рабочая неделя 40 часами ограничивается. А дети, получается, работают раза в два больше взрослых!»
О том, что наши школьники слишком много трудятся, осведомлены даже западные эксперты. Согласно последнему исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, российские дети — на втором месте в мире по длительности затраченного времени на домашние задания. В среднем у ребенка уходит на него около 10 часов в неделю. Однако исследователи отмечают, что ситуация все же постепенно улучшается. В 2003 году, например, юные россияне занимались самоподготовкой 13 часов в неделю. Опережают россиян по домашней работе только китайцы — 14 часов в неделю. В Финляндии на самостоятельную подготовку уроков у детей уходит 3 часа в неделю, в Японии — 4, в Америке — 6.
«В прошлом году мы переехали в Таиланд на остров Самуи, — рассказывает москвичка Ольга Миронова, мама девятилетней Насти. — Дочка сейчас учится в международной школе. Раньше дома у нас по поводу домашнего задания был вечный бой. Муж каждый вечер английским занимался и математикой. А я — всеми остальными предметами. Было такое ощущение, что ребенка учили не учителя, а родители дома. Перед летними каникулами вся семья находилась на грани нервного срыва. Утренние сборы в школу превращались в каторгу. Зато сейчас — благодать. Ребенку вообще ничего не задают. Все успевают на уроках. В ответ на мое удивление учитель сказала: "А зачем? Дети ведь должны отдыхать? Или вы хотите, чтоб ребенок возненавидел школу?" И Настя действительно полюбила учиться. Начинаются каникулы, дочка уже в первый день скучает: "Когда же в школу?"».
А вот в Канаде у родителей нет такого пристрастного отношения к школьной «эксплуатации» детей. Во всех школах ситуация разная.
«В началке на самоподготовку у нас уходило не более 15 минут в день, — говорит экс-россиянка, а ныне жительница Монреаля Светлана. — Старшеклассники уже по 2-3 часа тратят дома на уроки. Есть частные школы, где даже младшеклассникам приходится ежедневно заниматься по 3 часа. Детей это не напрягает. Они привыкают к любому ритму. Главное отличие от России — здесь родители не выступают в роли цербера. Детей приучают самостоятельно планировать свое время и рассчитывать на соответствующий результат».
По словам директора московского центра образования №548 «Царицыно» Ефима Рачевского, «домашняя» инициатива Минобрнауки — полезная.
«Конечно, нашего брата-директора и завучей надо ставить в жесткие рамки, — комментирует он. — Вот если бы еще придумали жесткое наказание за невыполнение требований лимитировать домашние задания, тогда, может быть, изменились бы технологии и методики преподавания. Нам уже давно пора переходить от экстенсивного метода освоения информации к импульсивному, интерактивному».
Рачевский рассказывает,что в его школе уже давно применяют творческий подход к домашке. От лозунга «Умри, но сделай!» категорически отказались. Математик, например, может дать детям 50 задач на неделю для самостоятельного освоения. Если ребенок не решит ни одной (а они достаточно сложные) — двойку за это не получит. А если правильно выполнит хотя бы 10 — заработает пятерку, почет и уважение. По естественным наукам на дом часто задают творческие проекты. Вырастить, например, растение и посмотреть, как оно реагирует на свет. Такое задание может растянуться на месяц-два и проверяться учителем поэтапно.
— Некоторые родители настроены категорично: а давайте вообще отменим домашку, — продолжает Ефим Рачевский. — Это уже крайность. Для того чтобы это сделать, учителя должны быть такого экстра-класса, какие были, например, у Владимира Ильича Ленина. Вы знаете, что Ленин не делал домашнее задание? По крайней мере, об этом пишут его биографы. Нет таких учителей сегодня в Российской Федерации. А если и есть, то единицы.
В домашнем задании несколько смыслов. Это хороший тренинг. Без упражнений в таких предметах, как иностранный или русский, успеха достичь невозможно. Кроме того, во многих продвинутых школах сейчас начинают внедрять новую методику — перевернутый класс. Новые материалы ребенок изучает дома один на один с источником информации, ну, может быть, еще с дедушкой. А в классе проводится рефлексия по поводу изученного. И третий смысл домашней работы ориентируется на высказывание русского полководца Александра Суворова: «Чем войска меньше загружены, тем они быстрее разлагаются». За это обычно ратуют родители подростков. Просят задавать побольше, чтобы дети не шатались по улицам. Не становились жертвами собственного легкомыслия, а сидели бы дома и работали.
Учитель географии из московского лицея «Вторая школа» Леонид Перлов, наоборот, называет приказ Минобрнауки популистским и некомпетентным.
— Документ технически просто нереализуем, — возмущается педагог. — В выпускном классе установлен норматив на домашнее задание на все предметы — 3,5 часа в день. И что, учителя старшеклассников будут друг за другом гоняться по школе и интересоваться: «А сколько ты задал, а ты?» Притом не учтен еще один важный момент — дети разные. Один задание выполнит за 20 минут, другому понадобится полтора часа. Такие нормативы и раньше пытались неоднократно вводить. В том числе и через Госдуму. Но потом плавно спускали на тормозах.
Преподаватель истории, сопредседатель межрегионального независимого профсоюза «Учитель» Андрей Демидов говорит, что и сегодня по закону «Об образовании» домашнее задание — это не обязательный элемент образовательного процесса:
— Нигде не написано, что необходимо задавать что-то на дом. Если вы можете с детьми пройти нужный объем знаний на уроке — прекрасно, к этому надо стремиться. Но другое дело, что такое не каждому доступно. И классы разные бывают, и дети. Один успевает на уроке, другой — нет. Хотелось бы индивидуализма, когда для каждого школьника было бы свое персональное задание. В Швеции, где загрузка учителя в неделю — 12 часов, это возможно. А в России, где учительская ставка составляет 25 -30 часов, физически так не получится.
Демидов опасается, что новые правила в лучшем случае окажутся бесполезными и пустыми, в худшем — «создадут почву для очередного бюрократического всплеска».
— Боюсь, это закончится тем, что классных руководителей просто заставят еженедельно составлять справки, сколько дети во вверенном ему коллективе тратят на домашнее задание, — прогнозирует Демидов. — Это возможно, так как бюрократическое давление на учителя ежегодно растет.
Наталья Гранина
Да-а,странные проблемы обсуждаются…На сколько я понимаю,”домашние задание” делается для закрепления знания материала объясненного в школе.Если тебе в школе учитель хорошо объяснили,то и дома тебе не обязательно закреплять понимание. Просто нужен грамотный учитель,досконально знающий свой предмет,а не учитель биологии преподающий по-совместительству алгебру и геометрию.У которого единственный ответ: Читайте учебник,там все написано.
Да стаду по фигу эта информация.
У стада есть заботы поважнее: смартфон, жк телевизор и корыто на колёсах.
Не ровняй по себе людей, дегенерат!
В нашем Минобразе уже давно окопались самые подлые и хитрые враги России. Прикрываясь демагогией, они целенаправленно и планомерно лишают будущего наших детей в частности, и страну в целом. Очень хотелось бы, чтобы они хотя бы раз ответили за содеянное.
Плутократы создают вид деятельности,изображают заботу о нашем будущем-детях.Всё давно известно,как воспитывать,как обучать,как растить достойных людей.Дойдут и до них руки!А сегодня каждый настоящий педагог на своём месте может спокойно саботировать эти программы разрушения.И здесь уж сообразительность родителей много значит.Куда и кому отдать ребёнка.
Когда учитель тупой – о сам детей ничему не сможет научить, хоть неделю, хоть месяц давай на домашнее задание.
Просто из ПедУниверов выпустилось несколько поколений дебилов, которые мечтали о бизнесе и о золотых горах. Об учениках они не думают вообще. Ребёнок во 2-м классе решил задачу с помощью уравнения – сам придумал такой метод и сам решил правильно. А она ему ставит “3″, ПАТАМУЧТА у их не принято писать в тетради “Дополнительное задание”. И это в одной из элитных школ города. Теперь у ребёнка вообще пропал интерес к учёбе. Не хочу идти в школу на разборки, – боюсь, что пришибу такую училку случайно двумя партами. Я даже уже знаю, какую книгу на 8-е марта она получит в подарок, – что-нибудь из серии “Настольная книга учителя начальных классов”.
Минобрнауки -министерство обороны науки, как такое название может дать стремление вперёд?
6 сентября 2014 г. вышел документ за подписью главы Рособрнадзора С.Кравцова «О процедуре проведения ЕГЭ в 2015 году». Посмотрим внимательно на п. 4 этого текста. В нем — три абзаца. В первом и третьем говорится, что результаты ЕГЭ являются главным (и по сути — единственным) показателем качества школьного образования, а во втором абзаце заявлено, что эти результаты не должны использоваться для оценки работы учителя, школы и т. д.
Словом, качество образования оценивается в баллах ЕГЭ, но учитель и школа к этому качеству никакого отношения иметь не должны. Такая вот адекватная мысль.
Конечно, на это можно не реагировать никак: Кравцов – чиновник, что с него возьмешь. Но жизнь нас учит, что у этих чиновников в серьезных случаях принято «косить под дурака». Весной этого года мы обсуждали новую редакцию программы развития образования, принятую правительством. В этой редакции было прописано снижение заработной платы работников образования. Тогда от этого все отмахнулись («что взять с Минобра, там дурачки сидят, цифры перепутали»), а сегодня зарплата преподавателей во многих регионах понижена со ссылкой именно на этот документ.
Поэтому будем внимательны. Совсем недавно идея Кравцова получила дальнейшее развитие. Опубликован проект приказа «Об утверждении Перечня показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций». Перечень уникальный! В нем нет даже упоминания об уровне и качестве знаний, приобретенных учащимися.
Так что это не кретинизм, а система. Образование мы будем оценивать баллами ЕГЭ, а конкретную школу — «степенью удовлетворенности качеством предоставляемых услуг». Мысль понятная. Баллы ЕГЭ полностью в руках Минобраза: можно менять шкалу пересчета, уровень сложности заданий и они будут такими, какие нужно. В конце концов ЕГЭ по выбору сдают лишь те, кому он требуется для поступления в вуз. Там конкуренция, желание получить максимальный балл; в случае чего репетиторы всегда выручат (в самом деле, при чём тут школа?).
Но баллы ЕГЭ можно впаривать обществу как результаты работы именно школы, при этом полностью отделяя её от реального образования.
Из сказанного следует простой вывод. Для сохранения национального образования будет очень полезно законодательно запретить использование результатов ЕГЭ для оценки качества обучения.
Сегодня есть шанс сделать это.
Школа формирует базовую культуру народа. Историю, физику, биологию (и так далее) должны в общих чертах знать все, а не только те, кто собирается сдавать ЕГЭ, поступая на соответствующие вузовские специальности…
Ещё власти хотят избавиться от детских врачей, вовсю идёт сокращение медсестёр с нянечками из больниц…
А в общем, всё идёт по этой программе:
http://pravdu.ru/arhiv/PROGRAMMA%20NAShIH_VRAGOV.htm
Если народ молчит,то почему бы и не дурить.Общественности-то всё равно!Не любит народ добиваться правды,это ж потрудиться надо,организоваться,родительскую конференцию организовать,отправить её решение во все инстанции,а для этого головку поднапрячь…В Екатеринбурге родительская общественность восстала против уроков половой грамотности в школах и до Путина достучались,добились своего.Ситуация и в СМИ попала.