Три гуны
Мир состоит из двух основных начал: первое из них — это наше внутреннее “я”, наше сознание. Второе — это мир окружающих нас объектов. Наше “я”, наше сознание — субъективно и существует самостоятельно и независимо от объективного мира.
cogito, ergo sum: мыслю, следовательно существую
Рене Декарт, знаменитый французский философ
Признаком нашего “я” является способность сознавать. Но материальные объекты — камни, здания или машины — не имеют этой способности. Именно этим мы отличаемся от них.
Душа — наиболее важная сущность. В момент смерти, когда душа и тело разъединяются, наше тело больше не функционирует. Теряют значение не только тело, но и богатства, знания, известность и все, что связано со временным, преходящим миром.
Знание о вечной душе, понимание себя и наших истинных желаний — вот что действительно ценно и во имя чего действительно стоит жить.
Путь самопознания позволяет понять своё “Я”, отделить настоящее от поддельного, ценное от преходящего, вечное от временного. Для этого важно понять внешний мир с точки зрения трёх состояний, известных как гуны.
Состояние добродетели, или саттвы, отвечает за знание, гармонию и стабильность. Раджас, или страсть, руководит творением, изменением, энергичностью и силой. А тамас, или неведение, порождает инертность, разрушение и хаос.
В чистом виде эти состояния не существуют. Они смешиваются в разных пропорциях в каждом предмете этого мира и в каждом сознании.
Каждой гуне соответствует свой цвет: саттве — жёлтый, страсти — красный, а тамасу — синий.
Из трёх основных цветов, комбинируя их в различных пропорциях, можно получить богатую цветовую палитру с бесчисленным разнообразием оттенков. Подобным образом, из сочетания трёх гун возникает всё многообразие объективного мира.
Хотя отражение колеблется и дрожит вместе с водой, реальность не изменяется. Точно так же гуны влияют лишь на внешнее, ложное “я”, не затрагивая настоящего сознания души.
Другой смысл слова “гуна” — “верёвка”, или начало, связывающее сознание. Три гуны подобны трём невидимым верёвкам. Пока душа находится под властью ложного “я”, она не может ощутить подлинное удовлетворение и счастье.
Уровень, на котором душа ощущает своё чистое, изначальное существование, назвыается ниргуна, или духовная, трансцендентная реальность.
Таким образом, следуя путём света, путём солнца, возвышая своё сознание над миром трёх гун, человек обретает своё подлинное “я”, обретает самого себя и радость взаимоотношений с высшей духовной реальностью.
Благодарю за Отличный и разнообразный Сайт по Темам.