Общество потребления
Если попытаться одним словом описать наше современное общество, то этим словом будет потребление. Действительно, мы живём в обществе потребления, нас окружают магазины, реклама и товары, товары, товары… Купи, продай – эти действия стали привычными и естественными, а для многих просто необходимыми, как воздух. И с каждым годом мы покупаем всё больше и больше, через некоторое время выбрасываем всё и снова покупаем. Но разве это правильно?
Если попытаться одним словом описать наше современное общество, то этим словом будет потребление. Действительно, мы живём в обществе потребления, нас окружают магазины, реклама и товары, товары, товары… Купи, продай – эти действия стали привычными и естественными, а для многих просто необходимыми, как воздух. И с каждым годом мы покупаем всё больше и больше, через некоторое время выбрасываем всё и снова покупаем. Но разве это правильно?
Большинство людей, покупая себе те или иные вещи, обычно не задумываются над тем, как и зачем они к ним попадают и что с ними происходит после использования. Как не задумываются и о том, какой путь проделывают эти вещи до своего конечного потребителя. А ведь это совсем не простой путь. И если хорошенько разобраться в данном вопросе, то можно прийти к интересным выводам.
Система производства и потребления товаров представляет из себя цепочку: Добыча ресурсов/материалов – Производство товаров на заводах/фабриках – Распределение товаров – Приобретение товара конечным потребителем – Утилизация отходов. В этой цепочке есть элемент, который присутствует во всех звеньях и без которого никак не обойтись – это человек. Некоторые из людей значат в этой системе меньше, некоторые больше. Некоторые получают большую выгоду – прибыль. Вот вокруг нее и построена вся система – получить как можно больше прибыли.
Первым пунктом в цепочке стоит Добыча ресурсов/материалов. За этими словами скрывается в первую очередь: заготовка древесины, т.е. уничтожение лесов; добыча полезных ископаемых, драгоценных металлов и камней, т.е. повреждение горных массивов. Во время добычи ресурсов происходит загрязнение и разрушение экосистемы того региона, где производится добыча. Кроме того, ресурсы имеют свойство заканчиваться и в последние годы они заканчиваются со всё возрастающей скоростью. Большинство из них невосполнимы, а если это и возможно, то требуется очень и очень значительное время. Западный мир (Америка и Европа), практически полностью истощив собственные ресурсы, вынуждена добывать их в так называемых «странах третьего мира» – в Азии, Африке и Южной Америке. Наша страна имеет огромные запасы природных ресурсов. В этом свете совершенно очевиден «интерес» Западных стран к России и их желание полностью взять нашу страну под свой контроль, на манер многих развивающихся стран.
Следующее звено это Производство товаров. Добытые материалы отправляются на фабрики и заводы, где из них производят продукцию, добавляя различные синтетические химические вещества. Сейчас во всем мире используется 100 000 синтетических химических веществ и лишь малая часть из них изучена на предмет влияния на человека. Эти вещества мало того, что сами по себе являются небезопасными, так они еще взаимодействуют друг с другом при производстве различной продукции, образуя новые соединения, влияние которых вообще не изучается. Покупая различные товары, мы приносим домой яды, которые окружают нас повсюду и в большом количестве попадают в организм. Например, бромированные антипирены, используемые для производства компьютеров и прочей техники, являются сверхтоксичными и в первую очередь для мозга человека. Или поливинилхлорид (ПВХ), широко используемый в той же электронике, при производстве и сжигании выделяет хлорированные диоксины и фураны – одни из наиболее токсичных химических веществ, опасные даже в ничтожно малых концентрациях. Все эти токсины встраиваются в пищевые цепочки человека и накапливаются в организме. А продукт, находящийся на вершине пищевой цепочки и соответственно накапливающий больше всего токсинов – это женское грудное молоко. То есть жизнедеятельность и здоровье человека подрываются на самом фундаментальном уровне с раннего детства.
Другой аспект этой проблемы – если производство товаров связано со множеством токсических веществ, то как же люди идут работать в такие места, тем более женщины? А дело в том, что у них просто нет выбора. Западные страны активно перемещают производство товаров со своей территории по всему остальному миру. В том числе много иностранных заводов и в России (и это не считая наших собственных, по большей части также принадлежащих иностранцам). А в странах, куда перемещается вредное производство, созданы такие экономические и социальные условия, что людям просто некуда деваться, вот и приходится «загибаться» работая на таких заводах. То есть эта система приносит в жертву ради прибыли не только природу, экологию, но и самих людей. Для системы они ничего не значат.
И вот, наконец, товар доходит до своего конечного потребителя. Вот это самое главное в системе. Наша жизнь организована таким образом, что всё крутится вокруг потребления. Усиленно культивируется мысль о том, что главное в жизни это достичь высокого потребительского статуса, то есть чтобы человек мог позволить себе купить как можно больше вещей. И мы покупаем, покупаем и покупаем.
В нашей стране потребительский бум расцвёл после распада СССР и сейчас набирает обороты всё больше и больше, доходя до крайностей. Когда человек, не имея на то соответствующих средств, хочет к примеру купить себе новый «крутой» телефон и влезает в кредит ради этого, выплачивая в итоге его двойную стоимость. И всё ради того, чтобы «быть как все», приобщиться к обществу «высокого потребительского статуса». Это ли не безумие?
Впрочем, потребление, это целая идеология, корни которой уходят в США послевоенных лет. В 1953 году Артур Бернс — глава Совета по экономике Президента Эйзенхауэра сказал: Конечная цель американской экономики — производить больше потребительских товаров (что, кстати, само по себе странно – не улучшение уровня жизни, не улучшение качества товаров или еще что-либо, а именно производить больше потребительских товаров). И тогда экономист и аналитик по розничной торговле Виктор Лебов в 1955 году предложил концепцию нарастающего потребления: «Наша чрезвычайно продуктивная экономика … требует, чтобы мы сделали потребление образом жизни, чтобы мы превратили покупку и использование товаров в ритуалы, чтобы мы искали душевного удовлетворения, удовлетворения нашего эго в потреблении. Нам надо потреблять вещи, сжигать, замещать и отказываться от них с всевозрастающей скоростью. — Journal of Retailing, Spring 1955.»
Таким образом, Виктор Лебов предложил для большего получения прибыли вариант с запланированным устареванием вещей – то есть когда потребитель вынужден был бы покупать снова и снова. Этот подход мы сейчас наблюдаем в современности – от одноразовых стаканчиков – до компьютеров, которые уже через год-второй являются устаревшими. Но ведь не всё так быстро устаревает или ломается. Хотя по поводу ломается… Думаю многие часто встречались с фразой «Вот раньше делали на совесть, а теперь всё кое-как». Наверное это о чём-то говорит.
Другой метод стимуляции покупок, это вынужденное устаревание вещей, то есть всё, что связано с модой. Например, платья или брюки сегодня в моде жёлтые, завтра красные, послезавтра ещё какие-нибудь. И каждый раз нужно покупать новые. А старые что, пришли в негодность? Нет, они просто немодные. Или каблуки на туфлях один год в моде тонкие, другой толстые, потом снова тонкие. Так же и с телефонами, планшетами, ноутбуками, другой техникой. Вещи или техника ещё не успели до конца отработать свой срок службы, а уже нужно покупать что-то вроде бы «новое». Мода диктует нам что покупать и когда и многие ей слепо следуют.
В этом активно помогает реклама. Вспомните, в советское время её не было. А теперь она окружает нас на каждом шагу – телевидение, радио, газеты, метро, автобусы, просто улицы: всё забито рекламой, рассказывающей, что нам обязательно чего-то не хватает в жизни и призывающей купи, купи, купи… Если ты купишь это и вот это, то ты станешь счастливее, «круче», как вот эта красотка или тот мачо в глянцевом журнале. Реклама превратилась в целую индустрию. Индустрию, обслуживающую систему потребления товаров.
Но куда же деваются все те вещи, вместо которых мы покупаем новые? Они могут храниться в доме и многие так и делают, отчего дома превращаются просто в большие кладовки. Но чаще конечно они просто выкидываются на свалку. Мы стараемся не задумываться над этим, но на самом деле свалки представляют собой очень серьезную проблему. По данным Минздрава России (это только официально) в нашей стране сейчас накопилось 80 млрд тонн неутилизированных бытовых отходов. Ежегодно к ним прибавляется 30 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО) и еще 120 млн тонн промышленных отходов. На каждого жителя России сегодня, таким образом, приходится 1 тонна бытовых и промышленных отходов в год. Да, часть мусора перерабатывается, а часть сжигается. Но, во-первых это лишь небольшая часть, а во-вторых сжигание мусора это тоже далеко не безвредно. По данным НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды промышленные методы уничтожения мусора в России основаны на технологиях, которые сейчас используются только в странах третьего мира. Из-за простого сжигания мусора в атмосферу выделяется масса ядовитых веществ, те, которые применялись при производстве тех или иных вещей или производные от их взаимодействия. Например, те же диоксины, способные накапливаться в атмосфере и затем в человеческих организмах. Диоксины воздействуют непосредственно на клетки, вызывая их мутации, создают патогенную флору и могут вызвать онкологические заболевания. Захоронение мусора не на много лучше, так как те же самые вещества, разлагаясь в земле, всё равно попадают в конечном итоге к человеку. Как видно, такие способы утилизации мусора это совсем не выход из положения. Нужен другой подход к этому вопросу, например предприятия по переработке мусора. Но на сегодняшний день их очень мало в России, а тех, которые осуществляют полный цикл переработки мусора, и вовсе нет.
После рассмотрения всех звеньев системы производства и потребления товаров становится понятным, что нам показывают через СМИ далеко не всё. Освещается преимущественно лишь сам процесс потребления: магазины, покупки, реклама. Всё остальное остаётся в тени и проходит мимо сознания людей. Общество концентрируют на одной цели – покупать как можно больше и чаще. Но становится ли оно (общество) счастливее от этого? Сильно сомневаюсь. Если взглянуть со стороны на повседневную жизнь большинства людей, то она напоминает сумасшедший бег по замкнутому кругу: мы идём на работу, вкалываем целый день, приходим домой, устраиваемся за телевизором/компьютером/газетой, где все нам рассказывают, что нам необходимо купить что-то и мы решаем идти за покупками; покупаем, тратим деньги, потом снова идём на работу, чтобы заработать на следующие покупки. И далее по кругу. Но много ли у нас остаётся времени, чтобы радоваться новым покупкам?
Существующая система потребления – это один из путей, ведущий современную цивилизацию к гибели. Бесконтрольное уничтожение ресурсов, разрушение экологии, загрязнение мусором и химикатами, вызывающими болезни людей и отравление природы – всё это вместе постепенно делает нашу планету малопригодной для нормального проживания. И всё это ради чего? Ради того, чтобы небольшая кучка людей, держащих в руках нити системы, получала всё больше прибыли. А остальное общество в это время будет с упоением развивать у себя культ потребления, делая его неотъемлемой частью культуры и прививая новым поколениям с самого рождения. Но ведь это тупик, из которого надо рано или поздно выбираться. И лучше рано.