Античная Япония
Автор продолжает рассматривать и сравнивать особенности архитектуры разных стран. О чём свидетельствует идентичное зодчество, планировка и характерные элементы центральных городов мира в разных точках нашей планеты?
Предыдущие статьи автора:
1. Как Очаков стал Одессой, а Орешек – Санкт-Петерургом
Вместо предисловия – картинка загадка. Угадайте, какой город изображен на картинке. Питер? Киев? Владивосток? Екатеринбург?
Нет, товарищи, это город Токио, конец 19 века. Но обо всём по порядку.
1. Корни
Япония… Какие ассоциации приходят на ум, когда слышишь это слово? В современном мире – надёжность, продуманность, педантичность, слаженность, ответственность, качество. Действительно, японский народ – очень дотошный народ, уделяющий внимание мелочам, и в этом нам, славянам, есть чему у них поучиться. Девиз каждого японца – когда ты просыпаешься, ты должен помнить, что где бы ты ни работал, каким бы ремеслом бы не занимался – ты должен довести своё дело до максимального совершенства. Поэтому мы так восхищаемся японской техникой, её надёжностью и качеством, именно поэтому каждый из нас хотел бы иметь какую-нибудь японскую вещь, потому что штамп “made in Japan” говорит сам за себя. Не зря ведь гоняют “праворулые” тойоты и ниссаны от Владивостока через всю Россию, или кораблём аж до самой Одессы, такие автомобили всегда найдут спрос у нашего обывателя, несмотря на то, что машинки как правило старенькие, и движение у нас правостороннее. Япония – это бренд, народ Японии – это качество. И цель данного поста – не унизить этот народ, не возвысить один народ над другим, нет, но только взглянуть на изторию территории, на которой проживают сейчас японцы, на Японские острова с несколько другого, отличного от официальной точки зрения ракурса, и увидеть след более древний, уходящий корнями в глубь веков. Итак, что мы знаем из изтории страны восходящего солнца с традиционной точки зрения?
Первые признаки заселения Японского архипелага появились около 40 тысячелетия до н. э. с началом японского палеолита, который продолжался по 12 тысячелетие до н. э. Население древней Японии занималось охотой и собирательством, изготавливало первые каменные орудия труда грубой обработки. В этом периоде отсутствуют керамические изделия, поэтому период также носит название периода докерамической культуры. С 12 000 года до н. э. начинается период дзёмон ( период истории айнов и японской истории с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э. Согласно археологической периодизации истории стран Запада период Дзёмон соответствует мезолиту и неолиту. Особенностями периода является начало использования жителями Японского архипелага керамических изделий с локализацией 6000 лет до н. э. по 5000 лет до н. э.).
Ну про айнов наверное уже все слышали – это загадочное коренное население японских островов, которое имеет ярко выраженные европеоидные черты лица, пышные бороды и статуэтки коропоккуру, очень напоминающие нашу матрёшку, вот примерно такие:
И вот такие:
Интересны также взгляды айнов на устройство мира:
Существует шесть ярусов миров верхних и шесть ярусов миров нижних. Самые значимые из них:КАННА МОСИРИ — “верхний мир”. Это тот мир, в котором живут айны, и одновременно первый ярус верхнего мира. Он устроен в виде острова, покоящегося на спине гигантского лосося.
НИТНЕ КОМУЙ МОСИРИ — “мокрый подземный мир”, который является первым ярусом подземных миров. В этот мрачный мир после смерти попадают дурные люди, и там же проживают злые демоны. Он расположен непосредственно под Канна Мосири — миром людей- Таким образом, данный мир является отчетливо сформированной концепцией ада.
Там, где есть ад, должен быть и рай. Этим раем является КОМУЙ МОСИРИ — один из подземных миров, и именно туда после смерти попадают хорошие люди, живя там вместе с добрыми божествами. Единственное неудобство этого рая — это то, что жить там приходится вверх ногами. (Чем вам не славянская светлая Навь? Помните, что внутри, то и снаружи.)
В отличие от богов японского пантеона боги айнов отчетливо делятся на злых и добрых. Общее наименование злых богов ТОИЕКУНРА, и обитают они в горах, хотя главное злое божество айнов — богиня болот и трясин. Эти боги символизируют разного рода опасности, поджидающие человека, и отрицательные черты самих людей.
Иногда людям приходится обращаться за помощью и к злым богам — при нападении хищника или когда начинают особенно докучать злые демоны. К злым богам обращаются и для того, чтобы управиться с природными стихиями, поскольку именно эти боги ведают ураганами, смерчами, землетрясениями, цунами, снегопадами и т. п. ( Сегодня, 21 ноября, у славян отмечают день Морёны Зимы- богини смерти, покрывающей землю ледяным саваном).
Параллели можно проводить долго, однако пойдём дальше. Генетика – очень сильная штука, и порой даже в среде наследственных японцев ( а как мы знаем, высшие круги любого общества как правило несут ДНК людей, первоначально обитавших в данной местности или территории, потому как у них есть правило соблюдения “чистоты крови”, и принц никогда не жениться на простой танцовщице. Наиболее это заметно в высших бРАхманских кастах Индии) встречаются носители гаплогруппы прапрапредков. Вот например Окубо Тосимити, наследственный самурай из княжества Сацума, один из “трёх благородных людей”, возглавлявших проимператорские силы в борьбе с сёгунатом Токугава.
А вот его коллеги из делегации Ивакуры Томоми в Америку и Европу в 1871 году – Ямагато Аритомо
И Сайго Такамори
А вот интересные фотографии настоящих наследственных самураев:
http://2.bp.blogspot.com/-qrCltOD8UZY/VHDdSggNsCI/AAAAAAAADDE/Pyote0YiEMo/s1600/images.jpg
Что что, а наследственность подделать или переписать ну никак нельзя. Теперь плавно перейдём на ещё один след, который очень трудно скрыть, и который, как по мне является не меньшим източником информации, чем материальные артефакты или археологические находки . Итак,
2. Зодчество
Как выглядит японская архитектура? Выглядит она следующим образом:
Вот что сообщает нам википедия:
В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов
Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи (период в истории Японии с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года, когда императором был Муцухито) основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте.
А теперь смотрим на одну из главных улиц Токио в конце 70-х начале 80-х годов 19 века (точная дата снимка неизвестна):
Моя любимая “античная” архитектура, такая, как мы видели в Киеве, Одессе, Петербурге, Севастополе, и которая присутствует практически во всех крупных городах – столицах мира, дальше каждый может назвать свой город. Вот ещё старые фото Токио со старыми зданиями. Улица в районе Гиндза, Токио
Токийский вокзал, построенный из красного кирпича:
Мне кажется, или он погружен в землю? Метра так на два? Вот современный вид:
Желательно увеличить и разсмотреть все детали, изображение кликабельно.
А вот фотография Токио после землетрясения 1923 года, обратите внимание на здание, которое засыпано землей, прямо как в Питере, но не от землетрясения, виднеются ступеньки, которые были приделаны намного позже строительства для удобства:
И ещё фото восточной столицы:
http://2.bp.blogspot.com/-1riMsPctQak/VHDlDEUNteI/AAAAAAAADEs/WAL0bp33hDU/s1600/18.jpg
Фото из начала статьи – главное почтовое управление Токио
Улица в префектуре (районе) Токио- Гиндзе:
Мерия Токио
Здание управления городской полиции Токио
Прямо как в каком-нибудь “европейском” городе. Можно конечно сказать, что в Европе вспыхнула мода на античность, но совершенно другое дело Япония, которая больше двух веков была изолирована от внешнего мира с 1639 года вплоть до прибытия в Японию коммодора Метью Перри в 1854 году. Возможно начали строить после снятия “железного занавеса”? То есть приходит просвященный европеец, и говорит, что не мешало бы вам, ребятки, построить каменные здания, как у нас, в Европе, а то всё деревянные да деревянные. Пусть ваши архитекторы ознакомятся с технологией строительства, с проектами известных зданий, обучите большое количество людей, которые будут каменщиками, обучите строителей, которые до этого не строили ничего подобного, сделайте в густонаселённом городе планировку новых улиц, что бы был простор, прямо в центре города, старые здания можно при этом снести. Ну или воспользуйтесь нашими услугами, пригласите наших архитекторов и строителей, пусть они ваяют, как говорится. Дали бы добро японцы на такое мероприятие? Одно дело японский архитектор хочет построить здание в стиле “нео-классицизма”, например, но большинство проектов в дань уважения традиционному зодчеству будут в традиционном для Японии стиле, другое же дело целые улицы, застроенные такими домами, которые абсолютно не отличаются от европейских или русских городов.
Проблема густо и пере населённости в Токио и вообще в Японии сейчас особенно актуальна. Возможно, во второй половине 19 века всё было иначе? Вот как выглядел портовый город Нагасаки, тот самый, который впоследствии подвергся ядерной бомардировке, основанный в 17 веке и являвшийся крупным торговым портом, “окном в Европу” для японцев:
Планировка Токио. Прямые линии, никакой хаотичности застройки
А вот что мы видим в Йокогаме. Питерские простор и ширина. Город был основан по официальной версии в 1858 г., путем объединения двух небольших деревень — Иокогама и Канагава, жители которой занимались сельским хозяйством и рыболовством. Затем началось строительство порта, способного принять иностранные коммерческие суда. В течение следующих двух десятилетий Иокогама стала одним из крупнейших портов японских островов, и в 1889 ее численность достигла 122 тысяч жителей. Значительным успехом в развитии городской инфраструктуры стало строительство водопровода (1887) и электрификация города (1890).
На крыше этого здания виднеется античная статуя
Очень напоминает старый Крещатик
Ратуша в Йокогаме
Район иностранных миссий в Иокогаме:
Город Кобе
Также интересны некоторые памятники, например вот эти:
Хмм… Что-то это мне напоминает
А вот памятник с орлом:
Орёл вроде не японское священное животное, что делает главный символ античности в стране восходящего солнца?
Теперь перейдём к мегалитическим сооружениям Японии.
3. Замки и “крепости”
Ну куда же без моих любимых “звёздных” электростанций? Электростанция Горёкаку, город Хакодате:
Оф. дата постройки – 1866 год. Все-таки пришли европейцы и построили. Оптимальное положение для защиты города (от кого?), идеальное положение для обстрела ну и так далее, по учебнику фортификации.
Замок Эдо – основан в 1457 году самурайским полководцем Ота Доканом на месте укреплённой усадьбы рода Эдо на северном берегу Токийского залива. В 1590 году капитально перестроен Токугавой Иэясу, основателем сёгуната. В течение XVII—XIX веков был главной цитаделью сёгуната Эдо, центральной резиденцией 15 поколений сёгунов рода Токугава. С 1869 года — местоположение Токийского императорского дворца.
http://2.bp.blogspot.com/-vf4nXs8O6fM/VHEEwyrceDI/AAAAAAAADJc/EjJ9TCsbuPg/s1600/1198908_original.jpg
Обалденная мегалитическая кладка. А вот петропавловская крепость:
Замок Мацумото
Пора всю эту красоту подытожить.
4. Выводы
Уважая индивидуальность каждого человека в отдельности, я, как и в предыдущих статьях не буду делать огромных, развёрнутых, подробно продуманных выводов, давая волю каждому сделать свои. Моя точка зрения может не являться единственно правильной, я показываю то, что вызывает у меня массу вопросов, что рушит все шаблоны и стереотипы, которые известны мне ещё со школы. Надеюсь, у вас, дорогие читатели, также появится куча вопросов, чему я несказанно буду рад.
Что можно сказать? Архитектура таких городов, как Токио, Йокогама, Кобе, Киото – очередное подтверждение того, что некогда существовала единая культура в рамках единой империи, которая занимала весь мир, у этой культуры было налажено серийное производство, была высочайшего уровня экономика (попробуйте сейчас сделать стабильную экономику в рамках мирового государства), высочайшего уровня было мастерство изготовления как мелких предметов быта, так и огромных храмовых комплексов, мегалитических сооружений и строительства городов. В частности об этом свидетельствует идентичное зодчество, планировка и характерные элементы центральных городов мира в разных точках нашей планеты, причём технологии применялись подчас такие, которые не под силу современной технике или оборудованию. Но кто были эти люди? Как мы видели ранее в США, это были те же люди, которые изначально проживали на территории японских островов. Именно они оставили в культуре Японии глубокое почитание исконного солярного символа – свастики, которая называется Мандзи и считается в Японии священным символом. Именно они построили центральные города Японии, в которые позже перебрались жить новые обитатели, обустроив их под свою культуру и традиции. Как “съехали” первоначальные “квартиранты” – сие есть пока что великая тайна, и я не уверен, что это переселение было безболезненным, как, впрочем, и с других городов мира.
Всем здравия и трезвого ума)
Михаил Волк