Философия славянского язычества
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/SiWiyrcNpIc.jpg
Данная работа – это попытка развеять миф о невежестве наших не таких уж далеких предков. Славянские мыслители того времени неизвестны миру, как греческие или римские философы. Но след их размышлений остался. В мифах, сказках, в национальной одежде, в деревенских домах. Народные праздники, пословицы и поговорки, слова современного русского языка несут в себе глубокий отпечаток того времени.
1. Введение
После принятия христианства новое духовенство огнем и мечом уничтожало малейшие следы былого культа. Последние книги сакральные языческие тексты были сожжены при Алексее Михайловиче. Но самым худшим злом оказалась человеческая память.
“Не столько недостаток в записях, относящихся до древнего славянского баснословия, сколько нестарание о развитии находящихся о сем предмете сухих сказаний, тому причиною, что мы не имеем до сего времени систематического описания сих богов”
Еще Ломоносов считал, что если “доподлинно разузнать” все “славянские басни”, то получится “прелюбопытная картинка, не худшая римских и греческих”.
Россия дольше всех европейских стран задержалась в Средневековье. Оригинальная философская мысль появилась в России только в середине XIX века. И что удивительно – многие утверждения русских философов перекликались с тем знанием, которое содержалось в языческом мировоззрении славян и праславянских предков. Как будто это знание было растворено в этническом пространстве и вновь пробилось к сердцам философов, чтобы приобрести законченную форму и содержание.
В новейшее время, в период кризиса всех этических ценности прагматизма, все чаще люди оглядываются назад, пытаясь определить, что они потеряли в процессе эволюции цивилизации. Возможно – это место человека в природе, ошибочно перенесенное к ее вершине. Славяне славили свою природу, берегли ее и благодарили за каждый дар, не смея желать большего. Мы уже не вернемся к тому времени, укладу и отношениям между людьми. Но это и не нужно. Главное – верно воспринять ценности славян осмыслить их заново.
2. Онтология славян
2.1. Единое Бытие – Род.
Есть в славянской мифологии особенный, неперсонифицированный бог – Род. Понятие это отражало представление славян о силе, рождающее всё сущее и растворенное в нем. "Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды – и въ томъ ражаются дети…", упомянут, например в поучениях против язычества "О вдохновении святаго духа", "Слове об Идолах", "Слово Исайи пророка", рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника.
“Родник всепроникающий и всерождающий” – назван Род в другом источнике. Это самый удивительный бог из всего славянского пантеона. Абстрагируясь от славянской специфики можно сопоставить Рода с бытием – наиболее общим философским понятием. Сущее как таковое, не требующее дальнейшего объяснения, первопричина всех причин. Абсолютная личность, подобная христианскому Богу и индийскому Брахман/Атман.
Роду не ставили храмов и не приносили жертв. Да и как можно поклонятся бытию? Оно не могло ничего дать язычнику, потому как уже дало все. Понятие это вошло во множество русских слов и везде оно обозначает одно – первооснову и питающую силу. Родители, Родина, а главное – Природа и это лишь самое значительные понятия. Славянская мифология проявляет себя даже в семантике современного русского языка.
Мистическое знание славянского язычества перекликается в основных положениях с китайской и индийской философией. “Атман есть Брахман” – говорили индийские мудрецы, подразумевая равенство всепроникающего духовного начала с безликим духовным абсолютом. Индусы считают, что западная теологическая традиция слишком резко противопоставляет человека с Богом, тогда как Бог растворен в каждом. Мудрость эта нашла отражение и в славянском концепте Рода.
“Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Он – отец богов, он и мать богов, он – рожден собой и родится вновь. Род – все боги, и вся поднебесная, он – что было, и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится”
В этой цитате емко отображены основные атрибуты Рода. Он вечен причем не “дурно” по Гегелю, а “рожден собой”, т.е. есть постоянное кольцевое перевоплощение. Род не ограничен и во времени, он не создан, но создатель самого себя. Вся противоречивость понятия бытия растворена в концепции Рода.
2.б. Дуализм Бытия. Правь, Навь, Явь
ПРАВЬ — одно из основных понятий славянской философии. Всеобщий закон, установленный Родом. Согласно этому закону (совокупности законов) и существует Мир. Это понятие подобно "саттве" индийской философии (Гармония, абсолютная Реальность, справедливость Законов Вселенной).
ЯВЬ — "Светлая Сила", управляющая Миром, одновременно – сам этот светлый Мир, "белый свет", видимая реальность. Также – философское понятие, приоритетно олицетворяющее Силы, Сохраняющие Мир в (таковой его "светлой") неизменности.
Явь и Навь противодействуют и переплетаются, часто меняясь местами. В языческой философии (как и в природе) нет однозначной и четкой разбивки этих двух основных Сил по вышеописанным специализациям.
Эти "противоборствующие в своем единстве" пары смыкаются в "музыке вселенной", которой является Правь.
НАВЬ — "Темная Сила", управляющая Миром, одновременно – загробный мир, "тот свет". Так же – философское понятие, олицетворяющее приоритетно Силы Изменения, совокупность сил, измененяющих мир.
Навь – не энтропия в чистом виде, не чистое разрушение, не "абсолютный хаос" и не некое "абсолютное зло".
В определенной степени приоритетно соотносящееся с понятием Нави так называемое "зло" – это не “разрушение”, это именно ИЗМЕНЕНИЕ. Изменение включает в себя в том числе и разрушение старого Статуса и создание нового Статуса.
В языческой философии у этих двух сил, единых в своем противоборстве нет четких характеристик. Поэтому языческая философия говорит лишь об "условной приоритетности" при символизации за Явью и Навью, соответственно, Неизменности и Изменения.
2.в. Множественность бытия.
Видя, как сменяет день ночь, а ночь день славяне пришли к концепции двойственности бытия. Но окружающий мир сложен и многолик. Есть земля, есть небо, вода и огонь, живое и мертвое. Все это ни могло не найти себе место в пантеоне славянского язычества. Человек также входит в божественный сонм. В этом основное отличие язычества от христианского учения. Согласно множественной схеме есть Род-Бытие. Явь/Белобог – есть условно пассивное воплощение Рода – Свет. Навь/Чернобог – условно активное воплощение. Сварог/Небо – мужское начало, Макошь/Земля – женское начало. Славяне – продолжение этой последовательности воплощений Бытия, “внуки Дажьбоговы”. Есть и более “мелкие” сущности – шиши, упыри и кикиморы.
3. Теория позания.
Славяне не имели научных знаний в современном смысле. Практический опыт не систематизировался, а передавался внутри рода или племени в виде отрывочных сведений или навыков. Необходимость в ответах на вопросы, имеющий трансцендентальный характер привел их к созданию мифов. Знание, сокрытое в мифе глубоко символично и понятое лишь буквально, кажется наивным и абсурдным. Но символ должен родить духовный образ и только тогда он может донести то знание, которое он содержит. При рациональном взгляде, при постижении сути вещей разумом, символ так и останется пустым звуком.
Желание выйти за рамки обыденного опыта существовало всегда, но каждая философская система предлагает свой путь к высокому знанию. Славяне не обладали теорией постижения подобного рода категорий и понятий. Современные мыслители в большинстве своем глубокие рационалисты. Всякое постигаемое понятие должно быть препарировано, изучено и отнесено к своем классу. Такой подход существенно упрощает процесс поиска истины, но вместе с этим вносит искажения в целостное понимание объекта исследования.
Существенное отличие сегодняшней цивилизации от древности можно найти и в языке, который со временем претерпел существенную эволюцию. Почти весь современный философский и научный словарь состоит из иностранных слов; чтобы пользоваться им как следует, необходимо знать греческий и латинский языки. Часто такие термины мы употребляем, не зная не только смыслового оттенка понятия, но и самого его смысла.
Этот громадный недостаток не существовал для людей древности. У них не было расстояния между языком чувственных фактов и языком чистого мышления, между языком простого народа и языком ученых людей. То, что понятно, не нуждается в доказательстве и в дополнительном описании.
4. Этика.
Этические принципы славянского язычества часто расплывчаты и малопонятны для современного человека. Особенно ужасает и отвращает современного человека пренебрежение к человеческой жизни. При раскопках курганов и капищ славян находят черепа младенцев, умерщвленных в ритуальных целях. Обычай кровной мести сохранился вплоть до княгини Ольги, первой принявшей христианство. Когда умирал князь, то вместе с ним уходила и его жена, почитавшая мученическую смерть за великое благо. Но даже современный человек, имеющий неограниченный доступ к литературе, поэзии, музыке, воспитанный в лучших гуманистических традициях, зачастую легко переступает через законы морали.
И это явление носит глобальный характер. Тогда по какому праву мы осуждаем предков, ничего не знавших о гуманизме, но лишь смутно чувствующих вечные законы этики.
Род отделивший для людей Правду от Кривды, создал и две основные этические категории. Подобно Прави славянин идет между ними и лишь ему выбирать свой путь. Дорога эта именуется – стезя Прави. И она не одна. Ее нельзя вычислить, можно только почувствовать и следовать ей. Или не следовать. Наказанием будет лишь внутреннее смятение души, диссонанс индивидуального бытия человека с бытием общим.
Таким образом, нравственность – есть величина постоянная и объективная, но конкретных заповедей она не имеет. Каждая личность воспринимает ее по-разному, но это не усугубляет единство морального закона. Из этого следует, что знахарь и дружинник одинаково моральны, если следуют стезе Прави. Хотя воин проливает кровь, а знахарь дарит жизнь людям.
При фиксации моральных законов неизбежен переход от единого к единичному. Записанное материальными символами неизбежно устаревает, существующее в виде понятия – вечно, потому как уникально в каждом воспринимающем его.
Vick Romanoff
Опять кривда проскакивает, были безкровные жертвы и ни как по другому. кровавые жертвы приносил каган Владимир перед крещением, сами понимаете зачем.
Не ври…
Хватит дискредитировать язычество. Хватит поклонятся ему. Это не религия. Это инструмент.
Вот это верно – инструмент разобщения русских по религиозному признаку!
“…миф о невежестве наших не таких уж далеких предков” – а ни кто их невежами и не считал. Ну не дотянули до уровня греков и римлян, ну ничего. Зато свои фишки были.
Автор ограничился одним словоблудием. Ни ссылок на источники, на авторитеты. Так, посидел, из пальца высосал и разместил тут. Ну, не противно ли?