Ландшафтно-усадебная урбанизация в формате государственно-частного партнёрства
http://zakonvremeni.ru/images/stories/4/mp_2.jpgВ 21 веке одной из важнейших проблем цивилизации стал вопрос демографии. Наиболее остро эта проблема стоит в странах с высокой долей населения проживающего в городах (урбанизация), в число которых входит Россия.
Эта тема уже широко обсуждается в СМИ (ТВ «5 канал», передача «Открытая студия», эфир от 10.04.2014), где называются и конкретные сроки прекращения существования русской цивилизации – 3, максимум 4 поколения, т.е. до конца 21 века мы можем исчезнуть.
До сих пор Россия – единственная страна в мире, которая сочетает в себе “европейскую рождаемость” и “африканскую смертность”. Как ни странно, но сверхсмертность идет не за счет стариков, а за счет молодого и среднего возраста. А это значит, что скоро некому будет охранять границы, скоро некому будет работать, чтобы обеспечить пенсиями всех пенсионеров, нагрузка на работающих будет огромна (О.Матвейчев «Зелёная революция»).
Различные исследователи у нас и за рубежом изучали причины понижения рождаемости. Оказалось, что дело не в материальном положении, не в религии и проч., а только в одном – в урбанизации. В городе ребенок – обуза, в селе – помощник. Индустриализация и урбанизация везде ведет к ухудшению демографических показателей нации. Избавление от сверхсмертности возможно не только за счет экономического роста, но и за счет изменения экологической и социальной среды обитания.
Россия во многом зависит от импортного продовольствия т.к. не кормит себя сама – это недопустимо для страны, которая хочет быть суверенной. Развитие сельского хозяйства зависит не только от наших инвестиционных возможностей, нас ограничивает отсутствие кадрового потенциала. Село спилось, деградировало и деградации подвергается уже не только село. Простые районные центры, где, казалось бы, есть работа, есть Интернет, и те оскудевают ресурсами. Мегаполисы высасывают из провинций все соки: финансовые, кадровые, молодёжь.
По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Инновационное развитие сельских территорий», прошедшей в Вологде в апреле 2010г., сокращение населения в селе и небольших городах составляет до 6-8% ежегодно при среднем возрасте трудоспособного населения около 50 лет. Т.е. в ближайшие 10 лет на селе работать будет просто некому и ситуация станет необратимой. Общее же число исчезнувших малых городов и деревень исчисляется уже десятками тысяч.
Решение этой проблемы должно стать самым главным приоритетом государственной политики и для этого необходима смена парадигмы развития общества, переход к системе устойчивого развития территорий на основе ландшафтно-усадебной урбанизации (ВЕЛИЧКО М.В.
По информации Ректора С-Пб ГАУ В.А.Ефимова на каждого жителя РФ приходится по 12га земли и при этом земли промышленности и транспорта, и земли населённых пунктов составляют всего по 1%.
Проблемы развития современного общества во многом связаны с кризисом семьи, как основы государства. По утверждению профессора МГУ А.И.Антонова с целью преодоления «точки невозврата» в демографической ситуации необходимо в течение ближайших 5-7 лет повысить роль, расширить возможности семьи путём делегирования ей части гос.функций.
Конституционная обязанность государства, проводящего, а не декларирующего социальную политику, заключается в создании условий, способствующих уменьшению социального неравенства, расслоения общества и внедрению различных механизмов повышения благосостояния своих граждан.
Одним из таких механизмов может стать механизм смешанного финансирования инвестиционных проектов с СОЦПАКЕТОМ в формате государственно-частного партнёрства (ГЧП). Он предполагает формирование в инвестиционном проекте за счёт различных инструментов господдержки (кредит, гарантии, налоговые преференции) инвестиционной доли в форме СОЦПАКЕТА. При целенаправленной государственной политике эта схема может быть применена и к действующим хозяйствующим субъектам (Ю. Н. ЗабродоцкийГЛОБАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА).
Что даёт применение механизма смешанного финансирования с СОЦПАКЕТОМ в формате ГЧП
1. Формирование СОЦПАКЕТА в инвестиционных проектах позволяет перейти от капиталистической модели эксплуатации наёмного труда к экономическому партнёрству трудового коллектива с другими участниками проекта, более справедливому распределению дохода/прибыли и снижению децильного коэффициента.
2. Формирование СОЦПАКЕТА в инвестиционных проектах за счёт инструментов господдержки (кредит, гарантия) позволяет реализовывать социальную политику государства: строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры, поддержку института семьи в форме и на принципах «материнского капитала» и др., за счёт рефинансирования доходной части бизнес-проекта из доли СОЦПАКЕТА через Спец.фонд, снижая, тем самым, нагрузку на государственный бюджет в решении социальных проблем.
3. Предоставление господдержки на условиях реализации социальных программ (напр. стр-во жилья за счёт увеличения кап.затрат предприятия-Заказчика) позволяет снизить стоимость ипотеки в 2-2,5 раза по сравнению со стандартными схемами ипотечных кредитов и обеспечить реализацию комплексных проектов устойчивого развития территорий на принципах ландшафтно-усадебной застройки. При этом экономика проекта не страдает, только увеличивается ~ на 1-1,5 года срок окупаемости инвестиционного проекта.
4. При господдержке в размере 10% от стоимости затрат по проекту в рамках Конкурса «Регионы-устойчивое развитие» на условиях проектного финансирования возможна реализация крупных инвест.проектов – «стартапов» предприятиям-Заказчикам с «0» балансом., т.е. открывается возможность создания новых предприятий, не имеющих стартового капитала.
5. Применение льготы по НДС и налогу на прибыль на СОЦПАКЕТ (в соотв. с ФЗ №275 «О Целевом капитале») хотя бы на период окупаемости инвестиций создаёт экономические мотивации инвесторам для формирования СОЦПАКЕТА в проектах, реализуемых без господдержки.
6. Рефинансирование возвратных средств господдержки в соответствием с графиком возвратных платежей по б/плану в муниципальный бюджет, наполняет дополнительным материальным ресурсом ФЗ №131 «О местном самоуправлении» и обеспечивает поддержку проектов на муниципальном уровне.
Все эти инновации можно/нужно реализовать в экспериментальном, прецедентном порядке на пилотном кластерном проекте территориального развития в Харовском муниципальном районе Вологодской области, поскольку проекты 1 очереди уже прошли экспертизу в рамках Конкурса «Регионы-устойчивое развитие» и выносятся на Инвестиционный комитет – стадия принятия решения о финансировании при наличии 10% собственных или привлечённых средств.
В соответствии с отраслевыми приоритетами финансирования Внешэкономбанка РФ и действующим законодательством РФ эти средства в размере 10% (140млн.руб) планируется привлечь на возвратной основе в формате ГЧП для инфраструктурного обеспечения проекта. Это возможно при содействии региональных властей.
Параллельно нужно инициировать внесение соответствующих поправок в проект ФЗ №238827-б «Об основах ГЧП в РФ» и ФЗ №275 «О Целевом капитале» для системного применения этих социально-экономических инноваций в масштабах РФ. Для этого требуется законодательная инициатива и содействие госструктур федерального уровня.
Возможность и обоснованность реализации предложенных инноваций подтверждается рядом прилагаемых документов и официальных писем (см.прил).
Предлагаемый механизм смешанного финансирования с СОЦПАКЕТОМ в формате ГЧП обеспечивает комплексное решение обозначенных проблем, позволяет перейти к системной «распаковке» городов, создать баланс интересов трудовых коллективов, власти и бизнеса, что обеспечит широкую поддержку гражданами проводимой госполитики.
Таким образом, мы предлагаем использовать ещё системно не востребованный ресурс строительства гражданского общества посредством организационных инноваций экономического характера.
А.Лебедев
Не нужно изобретать велосипед. Достаточно поехать к Лукашенко, тот с удовольствием расскажет, как привлечь людей на село.