Откуда город? Часть 6. Каналы Ладоги
Продолжение статьи автора под ником ZigZag. В этой части речь пойдёт о ещё одной грандиозной стройке при Петре Первом. Практически от истока Невы вдоль южного берега Ладоги тянутся огромные каналы – Новоладожский и Староладожский.
Не могу пройти мимо ещё двух грандиозных строек (не менее грандиозных, чем “Гром камень”, “Исаакий” и “Александровский столп”), которые официальные историки с лёгкостью приписывают вездесущему и всемогущему царю Петру Первому.
Практически от истока Невы вдоль южного берега Ладоги тянутся огромные каналы (Новоладожский и Староладожский).
Староладожский канал.
Каких усилий требует подобное строительство? Мы знаем об этом из новейшей истории, тем не менее, официальная наука лишь вскользь замечает, что каналы строились для скрытного перемещения судов вдоль Ладоги (откуда и куда?). Идиотизм подобного утверждения очевиден.
Во-первых, проще провести суда по самой Ладоге (ночью, в туман и т.д.), так как строительство канала требует времени и его нельзя провести скрытно. А если врагу известно о существовании канала, то достаточно разместить наблюдателей по берегам и…
Во-вторых, канал выкопан буквально вдоль берега Ладоги и отлично виден с озера – похоже его никто и не прятал. Сидя на старом кладбище в посёлке Кобона, наблюдая одновременно канал и Ладожское озеро, в разумной плоскости объяснений для рытья этого канала не появляется. Возникает справедливый вопрос: для чего такие колоссальные затраты? Даже сегодня, рассчитав объёмы, нарисовав сетевой график с учётом возможностей строителей начала 18 века, получаем стройку, для которой нужны десятилетия. И всё это с учётом того, что уже построены и работают заводы (не артели, а именно заводы) по добыче, производству и транспортировке гранита, экскаваторная техника и тяжеловесные грузовики. Об инженерном персонале я умалчиваю, геодезистах, мостостроителях, инженерах-строителях, транспортниках, речниках.
Для сравнения: Строительство Панамского канала, так же быстро, экономно и легко.
Фердинан де Лессепс успешно справился со строительством Суэцкого канала и с треском провалил проект Панамского. (Фото: Arnulfo Franco/AP).
Американский корабль подходит к одному из шлюзов Панамского канала.
Фото: Tomas Munita (AP)
Весной 1879 года Парижское географическое общество выступило с инициативой учредить Всеобщую компанию межокеанского канала и поручило руководить ею Фердинану де Лессепсу. Потомственный дипломат, он с успехом руководил строительством в Египте Суэцкого канала, который был сдан в эксплуатацию в 1869 году. Масштабы строительства в Панаме обещали быть не менее впечатляющими. В 1878 году концессию на прокладку и эксплуатацию канала сроком на 99 лет получил от колумбийских властей инженер Люсьен Наполеон Бонапарт-Вайс. Но внучатый племянник императора вовремя понял, что не в состоянии поднять такой проект. Фердинан де Лессепс без труда убедил Бонапарта-Вайса уступить ему права на сооружение канала за 10 миллионов франков и принялся действовать по сценарию, уже опробованному на Суэцком канале. Выпустили акции. Но средств собрали меньше, чем требовалось, — 300 миллионов франков вместо намеченных четырехсот. Создатель Суэцкого канала отправился в США, но там ему денег не дали. Янки оставались верны доктрине Монро: американский континент был заповедной зоной американских компаний. Француз, однако, отступать не собирался и в 1881 году приступил к стройке. С самого начала все пошло наперекосяк. Строительные снаряды ломались, будучи не в состоянии справиться с каменистой почвой. Рабочих, доставленных в основном из близлежащих карибских колоний Франции, тысячами косили желтая лихорадка и малярия. Доходило до того, что люди, завербовавшиеся на строительство, уезжали в Панаму с заранее заготовленными гробами! Далее тут …
Слабаки, да? Им бы волшебные возможности Петра Первого, за полгода бы управились.