20 апреля Профсоюз граждан России выступит в защиту донорства
Проблем в нашей стране, увы, хватает. Поэтому, когда 20 апреля наши московские коллеги из ПГР вместе с другими патриотами отправятся в 12.00 в Новопушкинский сквер протестовать против ювенальных технологий, питерское отделение Профсоюза граждан России проведет совершенно иную важную акцию.
Дело в том, что 20 апреля — это Национальный день донора. К этому времени пройдет ровно три месяца как вступил в силу новый закон «О донорстве крови и ее компонентов», отменивший оплату первичным донорам. И в этот же день активисты Профсоюза граждан России и Партии Великое Отечество (ПВО) в очередной раз выйдут на пикет с требованием вернуть оплату за сдачу крови. Акция пройдет на улице Малая Садовая с 13.00 до 14.00.
http://nstarikov.ru/new/wp-content/uploads/2013/04/f688d9e09305f226f214ba721a5114cathumb640x480.jpg
По мнению принявших закон чиновников Минздравсоцразвития, закон направлен «на создание современной и эффективной системы донорства крови и ее компонентов, на формирование благоприятных социальных, правовых и экономических условий для более активного участия граждан в безвозмездной сдаче крови». Какой же эффект мы получили в результате?
Об этом члены ПГР поговорили с сотрудниками станции переливания крови в Федеральном Центре сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова и ее заведующим Сергеем Владимировичем Сидоркевичем.
Предлагаю вашему вниманию материал, подготовленный членом ПГР и ПВО, кадровым донором службы крови Санкт-Петербурга Адизом Мирзалиевым.
«Я договорился о встрече в Центре им. В.А. Алмазова на 10 утра. Приехал без опозданий. В глаза бросился пустующий гардероб и коридор. У стойки регистраторов и вовсе пусто. Как говорят сотрудники регистратуры, они давно забыли об очередях на кроводачу. И это при том, что станция переливания крови в Центре им. Алмазова одна из немногих, где сохранилась оплата первичным донорам. Тем, кто приходит сдать кровь впервые, здесь платят 500 рублей. Правда, деньги это не бюджетные. Этот акт вынужденного альтруизма совершается из средств самого лечебного учреждения. И по-другому никак, иначе больным, которым требуется переливание крови, не будет оказана помощь.
Как говорит Сергей Владимирович Сидоркевич, сегодня работа в больницах Петербурга строится по принципу: есть кровь – есть операция, нет крови – операция откладывается. По информации заведующего станции переливания крови им. Алмазова, такой подход обусловлен… вступлением России в ВТО. Одним из условий ратификации Марракешского соглашения был отказ от оплаты первичным донорам крови. И это притом, что как таковой оплаты и не существовало. Те скромные суммы, которые платились первичным донорам, являлись компенсацией за питание, положенное людям, сдавшим кровь.
В результате исполнения взятых на себя страной обязательств сегодня мы сталкиваемся с тем, что во многих стационарах родственникам пациентов настойчиво рекомендуют сдать кровь. А самое плачевное, что вокруг больниц стали плести свои сети специализированные фирмы, предлагающие поставить доноров нужной группы крови в любом количестве за определенную плату. Еще в прошлом году такого в нашем городе не было.
Специалисты вынуждены констатировать, что в целом по стране количество первичных доноров сократилось на 30%. И это страшная цифра, ставящая под угрозу национальные интересы и безопасность страны. Самое плачевное, что в разы увеличилось количество забракованных образцов крови – с 3,5% до 10% по стране. Это критический показатель, который, по словам С.В. Сидоркевича, напрямую связан с тем, что первичных доноров, которые впоследствии составляют кадровый резерв, заменяют родственники больных. Именно они дают львиную долю «нестандарта». По наблюдениям сотрудников станций переливания крови, ни один из них не то что не становится кадровым донором, но даже не является на обязательный повторный анализ через 6 месяцев после первой кроводачи. А это значит, что полученные порции крови должны быть утилизированы. На это нужны серьезные деньги – гораздо большие, чем государство тратит на оплату первичных доноров.
Пока острой нужды в крови Петербург не испытывает, поскольку больницы живут за счет старых запасов. Но доктора с ужасом ждут наступления лета – в сезон каникул и отпусков количество желающих исполнить свой гражданский долг резко падает. Каким выдастся нынешнее лето, когда упразднен еще и экономический стимул сдать кровь, врачи не хотят даже думать.
Логику чиновников, действительно, понять сложно. Единственным стимулом безвозмездного благородства, согласно ФЗ №125 может быть только одно – принудительное лишение альтернативы, то есть в данном случае возможности еще и заработать на хорошем поступке. Помимо денег и предоставления весьма сомнительного обеда также ощутимо сократился и традиционно предоставляемый донорам список льгот – бесплатный проезд в транспорте, 50% оплата услуг ЖКХ и ряд других.
Из привилегий оставлено только право на первоочередной отпуск, протезирование и дополнительный отдых (после кроводачи донор имеет право взять два дня отгула с сохранением заработной платы). Эти «привилегии» очень напоминают старый советский анекдот. Позволю себе его процитировать: Партийный работник ведет собрание в колхозе, рассказывая о прелестях жизни при коммунизме: «Вы имеете право на то, на это, пятое и десятое». Из толпы робкий голос: «Скажите, а я могу…». Резкое уточнение: «Нет. Вы имеете право».
Такие «теоретические» блага вряд ли привлекут желающих стать донором. Донорство – дело очень благородное, но надо понимать, что очень часто кровь сдают студенты, для которых 500 рублей компенсации, которую выплачивали раньше, были весьма ощутимым подспорьем. Студенты сами жалеют нуждающихся, но резонно говорят о том, что только поездка туда и обратно на станции переливания крови обходится весьма недешево.
В результате желание чиновников «создать современную и эффективную систему донорства крови и ее компонентов» на данном этапе является чистой воды популизмом и попыткой сократить государственные расходы.
Когда нам начинают пенять на европейский опыт, где нет недостатка в якобы безвозмездных донорах, наши чиновники забывают досказать детали. Действительно, наличными в европейских странах за кровь расплачиваются редко. Доноров стимулирую здесь по-другому: дают приличные скидки при оформлении медицинской страховки, которая, как известно, в развитых западных странах стоит баснословно дорого; снижают процентные ставки по кредитам; постоянно проводят беспроигрышные лотереи в центрах переливания крови среди доноров и т.д. и т.п.
У нас же никаких мер по стимулированию граждан становиться донорами пока не принимается. Единственная мера – вполне скромная денежная компенсация комплексного обеда, положенного донору после сдачи крови или ее компонентов, и то отменена.
Хочу напомнить, что президент России Владимир Владимирович Путин также считает, что доноры должны получать деньги за кровь, которую они сдают. Такое мнение глава государства высказал через два месяца после того, как в России заменили денежное вознаграждение доноров питанием. По мнению Путина, вознаграждение необходимо, поскольку существующих запасов крови может не хватить.
Их действительно может не хватить. В Ленинградской области число доноров, несмотря на поток родственников, которым «рекомендовано» сдать кровь, снизилось на 18%, в Петербурге на 30%, в отдельных стационарах, где есть станции переливания крови, не осталось ни кадровых, ни первичных доноров – 100% сдающих кровь составляют родственники больных. О качестве «родственной» крови мы уже говорили выше. По словам С.В. Сидоркевича, уже доходит до того, что есть случаи, когда родственники пациентов вынуждены искать кровь нужной группы и резуса в других городах…».
20 апреля Профсоюз граждан России и Партия Великое Отечество (ПВО) проводит акцию в поддержку российских доноров. Мы будем требовать вернуть оплату первичным донорам.
Пикет пройдет под лозунгом: НЕ ДАДИМ ОБЕСКРОВИТЬ РОССИЮ!
Ждем всех, кто разделяет позицию ПГР и ПВО, 20 апреля в Петербурге, в 13.00 на улице Малая Садовая.
Источник: nstarikov.ru