США, разорвав стратегические соглашения, поставили под удар Европу
Одним из ключевых факторов, негативно влияющим на европейскую безопасность, является кризис устоявшейся архитектуры международной безопасности. Любая система безопасности того или иного региона основывается на юридически закрепленных «правилах игры», создающих необходимые институты для взаимодействия, мирного развития и сосуществования всех государств-членов.
Одним из документов, игравшим важную роль в укреплении европейской безопасности, был Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в 1990 году. Он предполагал снижение концентрации войск на европейском пространстве, что могло бы снизить градус напряженности между двумя блоками - НАТО и ОВД. Он был достаточно эффективен, однако расширение НАТО и превышение допустимых уровней вооружений, предусмотренных договором, поставило под вопрос его существование. В связи с этим Россия предложила проект адаптированного договора, который уже предполагал не зонально-блоковые, а национально-территориальные потолки для вооружений. Однако ратификация в странах НАТО была затянута и не осуществилась. Причем особенно активно торпедировали своей критикой новый ДОВСЕ прибалтийские страны.
В декабре 2001 года администрация Буша объявила о выходе из Договора по ПРО 1972 года. Заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности Джон Болтон, который курировал вопросы ПРО, торжествовал: «Теперь, когда президент Буш объявил, что 13 декабря 2001 года США выходят из Договора по ПРО, опасный пережиток холодной войны официально утратил силу». Напротив, министр обороны РФ Сергей Иванов на встрече со своим американским визави Дональдом Рамсфельдом – который несколькими месяцами ранее заявил, что Россия «активно распространяет» технологии ядерного оружия в Иране и Северной Корее, – заявил, что «это одностороннее решение США не стало для нас сюрпризом. Мы по-прежнему убеждены, что оно ошибочно». С тех пор Вашингтон стал разворачивать по всему миру систему глобальной ПРО, состоящую из мобильных и стационарных противоракетных средств. Под надуманными предлогами наземные противоракетные комплексы Пентагона стали размещаться в непосредственной близости от российских границ.
Три года назад США в одностороннем порядке вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Негативные последствия этого шага мир ощущает до сих пор. Фактическая ликвидация соглашения, заключённого между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в 1987 году, поставила под угрозу глобальную стратегическую стабильность. Выходом США из ДРСМД была разрушена система безопасности, которая, кроме Европы, присутствовала также в Юго-Восточной Азии и зоне АТР. Осложнило ситуацию также то, что США начали договариваться со своими более слабыми союзниками о размещении на их территории систем ПРО либо пусковых установок с ракетами малой и средней дальности. После выхода США из ДРСМД Москва предложила странам Европы присоединиться к добровольному мораторию на размещение ракет средней и меньшей дальности. В свою очередь, Владимир Путин заявил, что Россия не станет размещать ракеты, на которые распространялось действие ДРСМД, в тех регионах, где не будут развёрнуты аналогичные американские системы. Однако инициатива Москвы по добровольному мораторию была отвергнута: в НАТО и государствах Европы заявили, что она «не вызывает доверия».
С 22 ноября 2020)США прекратили участие ещё в одном международном договоре. Речь идет о так называемом ДОН – Договоре по открытом небу. Он действует с начала 2002 года, а подписание договора состоялось в 1992.
В связи с этим Россия пыталась добиться от оставшихся в соглашении стран – европейских союзников и Канады – выполнения двух ее условий: 1. Они не будут ограничивать российские полеты над своей территорией, в том числе над американскими объектами; 2. Предоставят России письменные гарантии того, что информация с территории РФ не окажется в руках США. Союзники эти условия выполнять отказались, мотивировав это тем, что всё и так прописано в договоре и необходимости вновь подтверждать эти обязательства нет.
В связи с отсутствием прогресса в деле устранения препятствий для продолжения функционирования договора в новых условиях МИД России уполномочен заявить о начале внутригосударственных процедур по выходу Российской Федерации из ДОН