«Это жестокий мир, сынок!»: когда мечты не согласуются с реальностью
Программа Европейского Союза по обретению независимости от США по военным вопросам пока существует только на бумаге и в мечтах амбициозных политиков.
13 ноября 2017 года министры иностранных дел и обороны 23 стран ЕС подписали в Брюсселе пакт по обороне, нацеленный на усиление сотрудничества внутри организации. Тем самым Евросоюз официально открыл новую эру внутреннего сотрудничества в сфере обороны, предполагавшую реализацию программы совместных инвестиций в военное оборудование, исследования и разработки, известную как «Постоянное структурированное сотрудничество» (PESCO).
Ожидалось, что ЕС будет играть более согласованную роль в решении международных кризисов, одновременно снижая зависимость от США. Однако, очевидно, что-то пошло не так.
НАТО никуда не ушла. Наоборот американцы продолжают «продавливать» выгодные им инициативы: троекратное увеличение численности Сил реагирования НАТО, постановка на круглосуточное боевое дежурство объектов стратегической ПРО «Aegis Ashore» в Румынии и в Польше, развертывание четырех многонациональных боевых групп в Латвии, Литве, Польше и Эстонии, а также многонациональной бригады в Румынии и ряд других мер, ограничивающих суверенитет и возможности европейских вооруженных сил.
Военная мощь Евросоюза вне НАТО также была ослаблена отсутствием общеевропейских военно-разведывательных структур, логистической инфраструктуры, а главное – единого командования. Хотя штаб-квартира НАТО находится в том же Брюсселе, Евросоюзу она никак не подотчетна. Есть заметное несоответствие между экономической мощью ЕС и его текущим военным потенциалом. На сегодня Евросоюз в кризисных ситуациях способен мобилизовать боеспособные вооруженные силы размером в несколько разрозненных батальонов.
«Угрозы, которым подвергается Европа, постоянно нарастают, в то время как наши военные возможности постоянно сокращаются», – пугает европейских функционеров верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. На сегодня в Евросоюзе такими угрозами видят не прямое военное вторжение российских танков, а разного рода «гибридные» угрозы, которые формально не являются причиной для активации статьи 5 Хартии НАТО. Таким образом, европейцы приходят к пониманию необходимости планомерно двигаться к суверенизации вооруженных сил, однако инициативы ЕС блокируются усилиями «ближайшего друга Европы» – США.