Владимир Бейлис: «В Малом театре не работают, а служат…»

317 0

Творческая судьба Владимира Бейлиса неразрывно связана с Малым театром, в который он пришел работать в конце 1960-х. Здесь он ставит классику и современные пьесы, комедии и драмы. Его ярким и самобытным спектаклям неизменно сопутствует успех у зрителей. Как режиссера Владимира Бейлиса отличают верность традициям русского психологического театра и любовь к актеру.

– Владимир Михайлович, как так сложилось, что вы столько лет храните верность Малому театру?

– Я за свою жизнь работал во многих российских театрах и за рубежом, ставил спектакли в Америке, Японии, Казахстане, в театрах Курска, Казани, в театре Станиславского, МХАТе Горького, но моя родина – Малый театр. Я его никогда не предам, не продам. В Малом театре не работают, а служат. И не думайте, что над нами – голубое небо и яркое солнце, что у нас беспечная жизнь. Ничего подобного! Все трудности, которые испытывают режиссеры-постановщики, я испытал. Бывали в отношении меня несправедливости и снятие моих спектаклей, когда я считал, что они должны идти. Но я убежден: гордыню надо сдерживать. Иначе нужно уходить. Если ты не соглашаешься с решением руководства, значит, ты идешь вразрез с политикой театра. Иногда нужно сделать шаг назад, а потом два вперед. Справедливость восторжествует. Все в твоей судьбе произойдет в положенный срок.

– Как вы пришли в режиссерскую профессию?

– Я после школы мечтал стать артистом. Но меня не приняли ни в один из театральных вузов. Если бросить взгляд назад, наверное, на экзаменах я не то читал, не то выбрал. Это сегодня как профессор Щепкинского училища я могу так сказать. Когда я не поступил на актера, я пошел в технический вуз, получил специальность инженера-строителя гидростанций. В ту эпоху строительства коммунизма это была модная и нужная профессия. В институте я занимался в самодеятельности и не мог забыть своей мечты о театре. Проработав некоторое время инженером, я решил поступать на режиссера во ВГИК и в ГИТИС. Был принят в оба вуза. Но Михаил Ромм мне посоветовал, чтобы я пошел учиться мастерству к Марии Осиповне Кнебель. И все сложилось как нельзя лучше. На тот момент я накопил жизненный опыт, поработал на целине – у меня был уже багаж, с которым я мог что-то делать как режиссер. У Марии Осиповны,ученицы Станиславского, учились в основном люди с высшим образованием.

– И как проходило ваше боевое крещение в профессии?

– Нас с моим коллегой режиссером Виталием Ивановым, когда мы пришли в Малый театр, сразу кинули на амбразуру. Мы должны были поставить пьесу «Человек и глобус» о создании атомной бомбы в Советском Союзе, главный герой – Курчатов, но под фамилией Бармин. Мы пригласили Евгения Самойлова на главную роль. Что удивляло: ведь были режиссеры более опытные, которые могли осуществить постановку, но они почему-то сами ушли от этой темы и дали дорогу нам, молодым. Мы сделали спектакль, который шел с успехом. На нашу постановку приходили даже члены Политбюро, Алексей Косыгин приезжал, смотрел, делал замечания. Там в одном месте были вопросы взаимоотношений СССР с американцами. Спецслужбы тоже смотрели под лупой текст, чтобы все было нормально. Такие были времена! Наш совместный с Виталием Ивановым режиссерский дебют в Малом театре получился удачным, мы вскоре поставили второй спектакль – «Инженер».

А дальше возникли сложности. Главный режиссер Борис Равенских объявил, что отныне все будет ставить сам. В начале 70-х годов я получил предложение о работе в Монголии. Там я прожил четыре года, был главным режиссером Театра драмы в Улан-Баторе, занимался преподаванием. Это был хороший опыт. Я по-настоящему научился в профессии все делать самостоятельно. И уже с этим багажом вернулся в Малый театр. В советское время нам приходилось ставить не только классику, но и, например, «Целину» Леонида Брежнева. При этом мы старались находить такие режиссерские ходы, что спектакли получались достойными. И в них по-своему отразилось время, в котором мы жили. Счастье, когда выпадала возможность ставить пьесы Островского или прикоснуться через драматургию к таким историческим фигурам как Борис Годунов, как царь Петр, размышлять над тем, что такое власть, что такое эпоха Смуты или дворцовых переворотов…

– В чем уникальность режиссерской профессии, на ваш взгляд?

– Что такое режиссер? Это и организатор, и воспитатель, и музыкант, и литератор, и психолог. Об этом говорил Станиславский. В режиссере сложены почти все интеллектуальные профессии. Я работаю и с художником, и с композитором, актерам я должен показать, как играть. Показывать я люблю, потому что сам мечтал стать артистом. Я люблю комедийные роли. Это заложено во мне. Уже взрослым человеком я узнал, что моя мать когда-то мечтала стать артисткой. Она была очень красивой и темпераментной женщиной. А отец был очень строгим и запретил ей думать о сцене. И, наверное, от мамы мне передались эти гены, склонность к артистизму. Кстати, моя жена – инженер, а сын – физик. То, что у них такие профессии очень хорошо: у них свой взгляд на мир, они – тоже мои зрители, я могу советоваться с моими самыми близкими людьми, когда ставлю спектакли. Как режиссер я стараюсь развивать традиции реалистического искусства, театра переживания и перевоплощения. Я всегда опираюсь на наследие Кнебель, Эфроса, Товстоногова.

– При работе над спектаклем вы с актерами подробно разбираете роли?

– Каждый спектакль, который ты ставишь, словно твой ребенок. Но, как и дети, они бывают разные . Все они любимые, но при этом разные. Хочется, чтобы у каждой постановки была счастливая судьба, чтобы спектакль дольше оставался в репертуаре. Сам процесс репетиций – очень мучительный. Когда выбираю пьесу, ищу такую, чтобы она была созвучна современному дню, затрагивала какие-то болевые точки. Помню, когда мы ставили спектакль «Восемь любящих женщин», первая репетиция была неорганизованная, люди не понимали друг друга. Я подумал: «Что же такое? Не возникает магнетизма между нами». И тут меня озарило: давайте просто пообщаемся в дружеской обстановке. Когда все сели за стол, когда все посмотрели друг на друга, выпили чашечку кофе, стали разговаривать – и вдруг все пошло-поехало, творчество всех захватило. И мы сделали, я считаю, очень хорошую работу. В спектакле «Восемь любящих женщин» говорится о крахе добропорядочной французской семьи. Детективный сюжет с комедийной атмосферой оборачивается драмой. В спектакле есть тема молодого поколения, которое входит во взрослую жизнь и попадает в атмосферу обманов, предательств, измен…

– Как профессор Щепкинского училища, я знаю,вы воспитали много известных актеров. Как вам это удалось?

– Я преподаю уже 35 лет. Когда-то мы начинали с Виталием Николаевичем Ивановым. Сейчас я один набираю курс. Если на курсе будет два-три таланта выпущено, это уже успех. Среди моих учеников – Ольга Дроздова, Тимофей Трибунцев, Елена Лядова, Полина Долинская. Многое в актерской судьбе значит не только талант, но и удача. Кому-то повезло больше – встретился хороший режиссер, пригласили в кино. Конечно, хочется, чтобы все наши выпускники были востребованы. Мы следим, как складывается их судьба, радуемся успехам.

– Над чем вы сейчас работаете в Малом театре? Слышала, вы планируете ставить «Горячее сердце» Островского?

– Для меня Островский –родной. Как и для всего Малого театра. И недаром перед нашим зданием стоит памятник великому драматургу. Через два года будет отмечаться его 200-летие. Естественно, когда приближается юбилейная дата, мы готовим новые постановки. «Горячее сердце» – мечта любого режиссера. Хочу, чтобы спектакль поручился радостный, поучительный и веселый, чтобы он вызывал много эмоций у зрителя. Пьеса «Горячее сердце» – о любви, о том, что все-таки всегда надо верить людям. В нашей постановке будет много юмора, много песен, танцев, выдумки. Собралась замечательная команда исполнителей, художник Маша Рыбасова. Премьера запланирована на 2022 год.

– Что еще в этом сезоне готовит Малый театр?

– Идут репетиции Андрея Житинкина над «Живым трупом». Мой спектакль «Перед заходом солнца», приостановленный из-за смерти Бориса Клюева, сейчас решили возобновить. В нем затронута животрепещущая тема отношений в семье, когда перемешаны любовь, предательство, деньги… Главные роли играют Валерий Афанасьев и Ирина Леонова. В спектакле занято много хороших артистов: Игорь Петренко, Елена Харитонова, Полина Долинская. Также недавно в Малом театре состоялась премьера спектакля «Петр Первый» в постановке Владимира Драгунова. Уже видно, что он будет пользоваться успехом. Исторические сюжеты всегда интересны зрителям. В Малом театре есть традиция браться за масштабные темы и яркие исторические фигуры. Личность Петра Первого и его свершения ассоциативны с сегодняшним временем. Еще одна премьера – «Ретро» режиссера Валерия Федорова. Все постановки, как мы говорим, «должны быть на сливочном масле». За этим лично следит наш легендарный художественный руководитель Юрий Мефодьевич Соломин.


Беседовала Татьяна Медведева

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru