Загадочный Годхейм. Почему викинги называли Русь родиной богов
Свести историю русских к одному-единственному тысячелетию невозможно. В "Повести временных лет" в месте, где описывается "призвание князей" после смерти князя Гостомысла, есть оговорка, свидетельствующая о древности страны. Это фраза "Земля наша велика и обильна, а наряда въ ней нѣтъ". То есть страна новгородцев-словен уже тогда была обширна, богата, было в ней всё, кроме "наряда".
Заметьте, даже не порядка, как обычно переводят это слово, а "наряда", то есть красоты, идеала. В государство новгородцев входили обширнейшие территории с городами Полоцк и Ростов, Муром и Белоозеро. А ведь ещё были вятичи на востоке, поляне и древляне на юге и много кого ещё. Так что же мы знаем по-настоящему об истории Руси до князя Гостомысла? Давайте поищем свидетельства в письменных источниках.
Рассказы южных соседей. Осада города Фессалоники
Византийское произведение "Чудеса св. Дмитрия Солунского" рассказывает, как пятитысячное славянское войско в союзе с аварами завоевало Грецию и Фракию и в 586 году осадило Фессалоники. Не сумев взять город сразу и утратив эффект неожиданности, славяне собрали осадные машины. Только метательных катапульт было около пятидесяти. Кроме того, епископ города Фессалоники Иоанн описывал огромные осадные башни, на верхних площадках которых размешались сильные воины, тараны для разрушения ворот и защитные "черепахи", которые плели из прутьев и покрывали сырыми окровавленными шкурами, чтобы те не горели.
Греки отмечали, что славяне были организованны и дисциплинированны. Хотя войско было небольшим, оно состояло из профессионалов. Город был ослаблен чумой, и защитников в нём почти не осталось. Но Фессалоники охраняли двойные каменные стены высотой до 12 метров, шириной до четырёх метров и протяжённостью восемь километров.
В ходе осады славяне применяли разные тактические приёмы. Под прикрытием метательных машин они пытались сделать подкоп под стену. Затем, отвлекая греков обманной атакой, постарались проникнуть на плотах в порт. Устрашали греков, обложив город со всех сторон хворостом и запалив его.
Войско делилось на сотни и десятки и разделялось на копейщиков, лучников, пращников, меченосцев и манганариев, обслуживающих осадные машины. А в гущу сражений бросалась отборная сотня, которая одна могла переломить ход боя.
Топоры славяне в бою не применяли. Достали они их лишь однажды — когда разрушали основание городской стены. "Прячась под покрытыми кожами "черепахами", страшные, словно змеи, они принялись разрушать основание протейхизмы (внешней стены. — Прим. ред.) топорами и ломами". Кстати, стена эта сохранилась, и следы славянских топоров видны на ней до сих пор. Роли в войске были чётко распределены. Одни отряды обстреливали город, другие шли на штурм, третьи ловили языков, четвёртые искали продовольствие.
В атаку славяне ходили фалангой, вид которой наводил ужас: "Им не надо было возводить вокруг города частокол или насыпь: частоколом у них было сплетение друг с другом сомкнутых щитов, через которые не проскочить. Насыпью — масса тел, напоминающая плотную сеть. Один вид варварской фаланги вызывал несказанный страх".
Греки отваживались делать вылазки за стены города, но так и не решились напасть на славянский лагерь — настолько хорошо он был укреплён. Лишь через несколько дней, получив с гонцами какое-то известие, славяне сняли осаду и ушли. Напомню, что это VI век и, по версии норманистов, "не знающие никакой власти дикие славяне", чьё войско было вооружено по последнему слову раннесредневековой техники.
Рассказы северных соседей. Саги викингов и Саксон Грамматик
Оппонент может возразить, что, дескать, это были какие-то южные славяне, к новгородцам они отношения не имели. Обратимся к сагам викингов, которые как раз имели дело с Русским Севером. "Саги о древних временах" были сложены как раз в VI–VII веках. Из них ясно, что уже тогда викинги знали русские города Полоцк и Новгород (Палтескьюборг и Хольмгард, или Ногардар), Ростов и Суздаль (Радстофа и Сурсдалар), Смоленск и Муром (Смалескья и Морамар), знали Ладогу (Альдейгьюборг), Двинский лес (Винускогр), Карелию (Кирьялаланд) и Беломорье (Бьярмаланд).
Саму Русь они звали Гардом, Гардарикой — "страной городов" или, возможно, "огороженной страной" (вспомним древние защитные сооружения в южных степях Руси). Позже страну называли Руссией, Русландом и всячески подчёркивали её древность. А ещё викинги называли Русь Годхеймом, что в переводе означало "родина богов". Именно отсюда происходил сам Один — верховное божество скандинавов. На Русь он возвращался не один раз — видимо, проведывал "родственников".
Скорее всего, за Одином действительно стоял какой-то исторический персонаж, пришедший в Скандинавию с юго-востока, ведь до викингов в Норвегии и Швеции жили в том числе и славяне. Недаром многих князей Гардарики викинги считали сыновьями Одина.
Саксон Грамматик в "Деяниях данов" упоминал великого короля Гардарики Хондвана (Андвана), чей город Дюна стоял на Западной Двине. Однажды Дюну осадили даны. Они долго не могли взять город и прибегли к хитрости — прикрепили к хвостам городских голубей горящую паклю и подожгли Дюну. Хондвану пришлось откупаться золотом. Позже, когда к городу снова подошли даны, он утопил свои богатства в реке.
В Полоцке правил князь Веспасий. Он был убит врагами. Сыном Одина считался славянский князь Бой, сын Ринды — королевы рутенов. Он воевал со шведами, захватил Финляндию и погиб в бою. Над его могилой был насыпан курган, на котором его дружина справила тризну. До сих пор память о Бое (Бае) как о первопредке сохранилась в белорусских легендах.
В V веке в Новгороде сидел князь Вальдимар (Владимир) — конунг Русиланда и Пулиланда (Польши), который затеял войну с Атиллой, но проиграл её и был убит. Где-то в Приладожье правил князь Радбарт, которого считают прадедом знаменитого викинга Рагнара Лодброка. Именно Лодброк убил ещё одного славянского князя — Дия, мстить за которого стали его сыновья — Дий и Даксо.
Наши летописи. Свидетельства пращуров
По новгородским летописям выходит, что некогда в Новгороде правил князь Словен Старый, который основал династию князей, прервавшуюся со смертью князя Гостомысла в 960 году. В летописях его называют братом Руса, который, очевидно, основал княжество русов — западных славян, живших на ныне германских территориях. Напомним, что в европейских хрониках Новгород упоминается уже в 380 году.
После Словена Землёй Новгородской правил князь Вандал Новгородский. Пусть вас не смущает его имя — древние историки относили вандалов к славянам. Жил он в древнем городе Славенске, был полководцем и значительно расширил территорию государства, ходя "всюду на север, восток и запад морем и землёю, многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град великий", после чего собрал войско из славян, руси и чуди и отдал его своим князьям — Гардорику и Гунигару, чтобы те завоевали земли к западу от Новгорода. Но те, ослушавшись, назад не вернулись. Тогда Вандал разгневался, ещё раз завоевал все западные земли и отдал их своим сыновьям — Избору, Владимиру и Столпосвяту, каждому построив свой город.
Вандал Новгородский умер в глубокой старости, передав власть сыну Избору. Избор был во всём похож на отца и основал Новгород. А после его смерти на княжеский престол взошёл его брат Владимир Древний, чьи потомки правили новгородскими землями вплоть до князя Буривоя.
Буривой прославился тем, что затеял войну с варягами, а потом сбежал в Бьярму — столицу Бьярмаланда. После этого словене, справедливо рассудив, что трусам на престоле не место, призвали князя Гостомысла — сына Буривоя, чья дочь стала матерью князя Рюрика.
Где-то между Владимиром Древним и Буривоем в Новгороде правил очередной "сын Одина" — князь Бравлин, совершивший нападение на византийский город Сурож (Судак). Случилось это в конце VIII века. Греческие историки писали, что пришла "великая рать русская из Новаграда" и пленила всё от Корсуня (Севастополь) до Керчи.
Оккультисты "Аненербе": что нацисты искали в СССР
Князь Бравлин 10 дней осаждал Сурож, а потом ворвался в город и захватил драгоценности, лежавшие у гроба святого Стефана Сурожского в Софийском соборе. И тут произошло страшное: Бравлина стали корчить судороги. Испугавшись мести неведомого божества, за которое он принял святого, князь велел всё вернуть в храм, но это не помогло, и тогда Бравлин вывел войско из города.
Во сне князю явился святой и сказал: "Пока не крестишься, домой не вернёшься". Испуганный новгородский правитель принял крещение и семь дней не выходил из храма, а потом ушёл из Крыма со всеми войсками. Дальнейшая судьба его неизвестна.