Франция стремится к Европейской Стратегической Автономии
Президент Франции Эммануэль Макрон недавно дал интервью журналу Le Grand Continent. Макрон рассказал о кризисах, которые поразили Европу и весь мир в 2020 году, в частности о пандемии COVID-19 и терроризме. Однако основным тезисом интервью стало обсуждение различных внутригосударственных и межгосударственных неравенств.
Президент утверждает, что у него и Франции есть всеобъемлющее видение будущего. Он прав в том, что Европа и весь мир должны срочно решать перечисленные выше насущные проблемы (перечень, конечно, не исчерпывающий) на основе общего концептуального подхода.
Макрон утверждает, что необходимо «заново изобрести» международное сотрудничество. Он приводит в пример вакцины против вируса SARS-COV-2, которые-после того, как они будут окончательно разработаны и массово произведены - должны достичь каждой страны и вылечить/защитить людей во всем мире. В этом контексте переосмысление, очевидно, означает укрепление добросовестного международного сотрудничества и солидарности между нациями на благо всех стран.
Французский президент также заявил, что европейцам нужны два сильных руководящих принципа: вернуться на путь полезного международного сотрудничества, которое предотвратит войну и решит текущие проблемы; и построить гораздо более сильную Европу, голос, сила и принципы которой смогут иметь вес в этой реформированной структуре. С этой целью Макрон предлагает «укрепить и структурировать политическую европейскую систему», «сбалансировать полюса» и содействовать «новой многосторонности», которая порождает «диалог между различными державами для совместного принятия решений».
Очевидно, что Макрон, похоже, поддерживает российскую концепцию многополярного мира и баланса сил, которую Москва видит в перспективе 21-го века. Как говорит Макрон, Совет Безопасности ООН «больше не вырабатывает полезных решений», но его предложение фактически подразумевает, что СБ ООН должен состоять из четырех постоянных представителей - США, Китай, Россия и Европейский Союз, которые будут решать сложные мировые проблемы путем диалога.
Реальность такова, что плодотворный диалог между Европой и США, крайне маловероятен учитывая современные реалии. Однако в отношениях между Западом и Россией, все не так безосновательно. При условии, когда «у руля» оборонных проектов Европы встанет кто-то более рассудительный, адекватный диалог с Россией и Китаем станет единственным очевидным решением в формировании межнациональной безопасности.
В заключение следует отметить, что создание собственного оборонного комплекса Европейского Союза и сохранение в параллели Североатлантического альянса является сложной задачей. Французская философия, дух эмансипации и немецкий прагматизм никак не уживаются друг с другом. Так что сейчас главной задачей Европы стоит укрепление собственной обороны и трансатлантических связей, а не возвращение «былого величия ЕС» на ряду с Соединенными Штатами.