Небесный «Фехтовальщик»: почему Су-24М остаётся одним из лучших фронтовых бомбардировщиков в мире

1066 13
Источник: rt.com @ Алексей Заквасин, Елизавета Комарова

24 августа 1965 года правительство СССР выпустило постановление о разработке фронтового бомбардировщика Су-24. Самолёт был принят на вооружение в 1975 году. В 1983-м в части советских ВВС начали поступать уже модернизированные версии детища ОКБ Сухого. Ключевое преимущество этих машин заключается в способности маневрировать на малых и сверхмалых высотах, поддерживая при этом сверхзвуковую скорость. На Западе бомбардировщик прозвали «Фехтовальщиком». Сегодня Су-24 оснащены комплексом «Гефест», который обеспечивает высокую точность поражения даже свободнопадающими боеприпасами. Эксперты называют этот самолёт недорогой и эффективной боевой платформой в составе ВКС России.

55 лет назад правительство СССР приняло постановление о создании новейшего фронтового бомбардировщика. В Советском Союзе машина получила название Су-24, а в натовской кодификации — Fencer («Фехтовальщик»).

В ОКБ Сухого опытный самолёт разрабатывался под заводским шифром Т-6. Рабочее проектирование Су-24 было завершено в конце 1966 года.

30 июня 1967 года под управлением лётчика-испытателя Владимира Ильюшина (сына легендарного советского авиаконструктора Сергея Ильюшина) Су-24 совершил первую пробежку по аэродрому, а уже 2 июля пилот поднял машину в небо.

Предполагалось, что Су-24 примет участие в воздушном параде в Домодедове, который должен был пройти 9 июля 1967 года, но из-за небольшого ЧП во время полёта от этой идеи было решено отказаться.

Концептуальные решения

Проект Су-24 был запущен советскими военными, чтобы избавиться от недостатков, которыми обладал его предшественник — истребитель-бомбардировщик Су-7Б, принятый на вооружение в 1961 году. Минобороны СССР рассчитывало получить от специалистов ОКБ Сухого модификацию этого самолёта, способную уничтожать малоразмерные цели и выполнять боевые задачи в любых погодных условиях.

Однако модернизация Су-7Б столкнулась с серьёзными трудностями: компоновка истребителя-бомбардировщика не позволяла разместить весь объём необходимого оборудования.

https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2020/10/x5f40ee1d02e8bd058c0d7754.jpg.pagespeed.ic.uc_8BcIr5Z.jpg

Один из вариантов опытного самолёта Су-24 © ПАО «Компания «Сухой»

Также советским инженерам требовалось разработать абсолютно новую прицельно-навигационную систему (ПНС), которая обеспечивала бы максимальную автоматизацию всех основных режимов полёта и боевого применения. Этими работами занимался коллектив ОКБ-794 (Ленинград) под руководством авиаконструктора Евгения Зазорина.

Чтобы удовлетворить запросы военных, в 1962 году инженеры ОКБ Сухого взялись за создание принципиально нового самолёта, получившего обозначение С-6. Машина имела традиционную аэродинамическую схему с трапециевидным крылом умеренной стреловидности.

Кабина самолёта предназначалась для тандемного размещения пилота и штурмана-оператора. В 1963 году специалисты ОКБ Сухого построили натурный макет С-6, но комиссия Военно-воздушных сил СССР не приняла проект самолёта из-за отсутствия современного ПНС.

Позднее военные скорректировали тактико-технические требования к машине. В частности, Минобороны Советского Союза поручило разработать низковысотный штурмовик с функцией укороченного взлёта и посадки и способностью продолжительного полёта на сверхзвуке для преодоления зоны ПВО противника.

На основе этих требований в ОКБ Сухого предложили самолёт с новым вариантом компоновки кабины, которая предусматривала схему посадки лётчиков плечом к плечу. Лётные качества машины планировалось обеспечить за счёт установки двух маршевых турбореактивных двигателей типа Р-27Ф-300 и четырёх подъёмных агрегатов типа РД36-35, которые обеспечивали короткий взлёт и посадку.

Для отработки комбинированной силовой установки и методики управления будущим «Фехтовальщиком» в ОКБ на базе истребителя-перехватчика Су-15 была построена летающая лаборатория Т-58ВД. Эта машина выполняла полёты в 1966—1969 годах под управлением лётчика-испытателя Евгения Соловьёва.

Впоследствии от подъёмных двигателей решено было отказаться, а моторы Р-27Ф-300 заменить на образцы семейства АЛ-21Ф разработки Архипа Люльки. Также конструкторы оснастили бомбардировщик крылом изменяемой стреловидности, которое заметно улучшило взлётно-посадочные характеристики.

Положительную роль в успешной реализации проекта нового самолёта сыграли завершившиеся в ОКБ-794 работы по прицельно-навигационной системе, получившей название «Пума». В состав ПНС вошли радиолокационная станция «Орион-А» и специализированный радиолокатор «Рельеф», предназначенный для обеспечения автоматизации полёта с огибанием рельефа местности на малых и сверхмалых высотах.

https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2020/10/x5f40eb55ae5ac92c1c61c353.jpg.pagespeed.ic.6W7iILx3cV.jpg

Одна из первых модификаций советского Су-24 © ПАО «Компания «Сухой»

Су-24 был принят на вооружение ВВС постановлением правительства СССР от 4 февраля 1975 года. Помимо свободно падающих боеприпасов, в арсенал «Фехтовальщика» вошло управляемое оружие с лазерным и телевизионным наведением: ракеты Х-25, Х-29Л/Т, Х-58 и Р-60, а также корректируемые авиабомбы массой 500 и 1500 кг.

В 1977 году в воздух поднялась модернизированная версия бомбардировщика — Су-24М. Данная модификация «Фехтовальщика» была принята на вооружение в 1983 году. Как сообщается в материалах ПАО «Сухой», по боевой эффективности обновлённый самолёт в полтора-два раза превзошёл базовую модель.

На основе имевшегося технологического задела советские инженеры разработали Су-24 в вариантах самолёта-разведчика и постановщика помех. Во второй половине 1980-х годов конструкторы ОКБ Сухого представили экспортную модификацию «Фехтовальщика» под обозначением Су-24МК. Данные машины были поставлены в Алжир, Ливию, Иран, Ирак и Сирию.

«В ногу со временем»

В настоящее время в российских ВКС Су-24М эксплуатируется с прицельно-навигационным комплексом СВП-24 «Гефест», использование которого в три раза повысило точность бомбометания и ракетных ударов. Кроме того, он позволяет экипажу ориентироваться в сложных погодных условиях и при ограниченной видимости.

По данным Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), Су-24М по-прежнему нет равных в своём классе по диапазону высот, скоростным качествам, объёму боевой нагрузки и точности поражения. Поэтому «Фехтовальщик» остаётся крайне востребованной машиной и подвергается постоянной модернизации.

Практический потолок высоты Су-24М составляет 11 км, боевой радиус — до 560 км, максимальная скорость у земли — 1400 км/ч. Восемь точек подвески самолёта позволяют разместить на нём до 8 т ракетно-бомбового вооружения.

Как отмечают эксперты, свои выдающиеся боевые возможности Су-24М проявил в афганской кампании (1979—1989) и сирийской операции, которая началась 30 сентября 2015 года. Основу расквартированного пять лет назад на авиабазе Хмеймим авиакрыла РФ составили «Фехтовальщики» и модернизированные штурмовики Су-25 «Грач».

«Су-24М не потерял актуальности, в том числе по экономическим причинам. Оснащённый комплексом «Гефест», наш бомбардировщик представляет собой недорогое и весьма эффективное средство поражения. Как показала сирийская кампания, «Фехтовальщик» способен с высокой точностью применять неуправляемые боеприпасы, оставшиеся на складах после окончания холодной войны», — рассказал в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

По словам эксперта, Су-24М выполняет в ВКС РФ роль «рабочей лошадки» в конфликтах низкой интенсивности, то есть в боевых действиях против незаконных вооружённых формирований. В случае столкновения с высокотехнологичным противником российская армия с большой вероятностью будет использовать более современные авиационные платформы, рассуждает Корнев.

«Конечно, в строю ВКС давно есть более совершенные самолёты, заточенные на применение управляемого вооружения. Однако возможности таких машин для той же Сирии, где у противника нет средств ПВО, представляются избыточными. В конце концов, массовое производство и боевое применение новой авиатехники — дорогое удовольствие. Поэтому в Сирии в бой были брошены успешно испытанные в Афганистане Су-24 и Су-25, и со своими задачами они справились», — пояснил Корнев.

https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2020/10/5f40eb2002e8bd5de433cd2d-750×500.jpg

Фронтовой бомбардировщик Су-24М взлетает с аэродрома РИА Новости © Нина Падалко

В комментарии RT заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов обратил внимание на то, что конструкторы ОКБ Сухого заложили в своё детище огромный модернизационный потенциал. Как прогнозирует эксперт, Су-24М будет эксплуатироваться в ВКС по меньшей мере ещё 15 лет.

«Мне самому приходилось на нём (Су-24. — RT) много летать. Могу сказать, что разница между первыми и последующими версиями этой машины огромная. Сейчас установлено более совершенное оборудование, заметно повышены показатели точности бомбометания. Видно, что конструкторы идут в ногу со временем», — сообщил Попов.

Основным достоинством Су-24М аналитик назвал лётные характеристики самолёта. По его словам, бомбардировщик способен маневрировать на высоте 200—300 м в горных условиях, поддерживая при этом скорость на уровне 900—1200 км/ч. Как утверждает Попов, такие виражи не может выполнять ни один другой самолёт российской авиации.

«Ключевая особенность Су-24 заключается в возможности полётов на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, причём не только днём при видимости горизонта. Также поражает способность машины поднимать в воздух несколько полуторок (бомб массой 1,5 т. — RT). У этого самолёта невероятная огневая мощь. Да, Су-24 — ветеран, но я уверен, что он ещё долго будет служить нашей стране», — резюмировал Попов.

Обложка: Полёт пары бомбардировщиков Су-24М на низкой высоте / РИА Новости / © Сергей Пивоваров

Метки: чит.клуб
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
13 Комментариев » Оставить комментарий
  • 1215 696
  • 24383 19295

    Хорошая машина, только никогда не сталкивалась с равным по силам противником.

    • 13186 12184

      Как так? А какие ей равные? Этим рабочим лошадкам в Мире конкурентов нет. Они выполняют свои задачи,штурмовиков. Да,его легко завалить,что несколько лет назад и сделал Ф 16. Там был турецкий летчик. Потом,спустя некоторое время военный автобус взорвался. Погибло там человек 30. Турецких летчиков. Судьба,однако…. Не надо гадить…

      • 24383 19295

        Да они выполняют свои задачи, но в условиях незначительного противодействия противника. Пример Афганистан, пока у душманов не было стингеров, потери сушек были практически нулевыми, а после появления все стало не так оптимистично. Практически то же самое происходит и в Сирии, ну нет у игиловцев адекватного вооружения. Взять пример ВОВ U-87 так же выполняли свои задаче при условии господства в воздухе, но только до появления достойного отпора, после этого они уже никакой особой роли не играли, но в начале войны их роль была решающей.

        • 13186 12184

          А кто же им даст,этим бармалеям ПЗРК? Хозяева одни. В Афгане была другая тема. С тех пор очень многое поменялось. Ну а что касаемо U-87… Не такие они уж и хорошие. ТТД сушек выше на голову.

          • 24383 19295

            Если уж сравнивать пикирующий бомбер Юнкерса, то надо сравнивать с машинами того времени ПЕ-2, или ИЛ-2 хотя последний немного не той специализации. Насчёт бармалеев точно никто им ничего не даст, но я то пишу о равных притивниках. Ну а бармалеев и Юнкерс разбомбит.

          • 13186 12184

            Ну да. ПЕ-2 прекрасный бомбардировщик того времени. Ну а ИЛ-2 не зря немцы прозвали летающим танком. Штурмовик,может лучший того времени. Бармалеев мировое сообщество признало террористической организацией. Поэтому силы и не равны,уровень разный. А равных противников с 1945 года в общем-то и не было.

          • 24383 19295

            Да противников равных всегда достаточно, вот только никто в реальных условиях после 45 года сравнивать не хочет. А пикирующие бомберы практически все одного уровня и их работа очень зависила от противодействия, против истребителей хоть “лапотник”, хоть “пешка” были практически беззащитны, недаром при работе без прикрытия почти половина Илов не возвращалась, пешки выглядели чуть лучше.

          • 13186 12184

            Сергеев,не путайте.= А пикирующие бомберы практически все одного уровня и их работа очень зависила от противодействия,= У Вас путаница с бомбардировщиками и штурмовиками, может и с истребителями. Не будем на время вспоминать ВОВ войну,хотя там вопросов к Вам достаточно. Взять нынешнее время: сегодня далеко не новые ТУ-95, Они чистые бомбардировщики. Взять наши уже поновее СУ-з4. Кто они? Они одновременно и бомбардировщики и истребители. Взять Су-30,-это классические истребители,но могут быть и бомберами.
            Во время ВОВ были в основном пикирующие бомберы,потому что попасть бомбами в заданный квадрат было с большой высоты на постоянной скорости весьма проблематично. Поэтому пикировали и прицеливались. И ИЛ-2 кстати был лучшим тогда,а завалить этот самолет не каждый МЕ-109 мог,даже без нашего истребительного прикрытия. Потому что там еще сзади сидел стрелок-радист,и броня у него была дай бог, те же мессеры и лаптежники уступали в разы.
            Но сегодняшние самолеты сразу исполняют несколько функций,и истребителей,и штурмовиков и бомберов.
            Ну и что касаемо Вашего высказывания выше: =при работе без прикрытия почти половина Илов не возвращалась, пешки выглядели чуть лучше=
            И в ИЛ-2,и в ПЕ-2 сидели в задней кабине стрелки-радисты. И давали достойный отпор истребителям. А не возвращалась их добрая половина еще и из-та того,что их с земли зенитки часть заваливали. Не только мессеры с воздуха.

          • 24383 19295

            Ну и для какой цели Вы приводите пример с современными многоцелевыми машинами? Я прекрасно понимаю что пикирующие бомбардировщики и штурмовики разные машины по своему назначению но картины это не меняет. Насчёт стрелка в задней кабине тут Вы правы, как пугало он был неплох. Но летчики-истребители как раз это и учитывали, и первая очередь как раз доставалась стрелку, летчик за счёт бронированной кабины зачастую выживал, что нельзя сказать о стрелке. Вы посмотрите воспоминания и цифры потерь в авиаполках ИЛ-2, и для общего развития напишу Вам что изначально ИЛ-2 не предусматривал место для стрелка, и зачастую для обмана лётчики вставляли в заднюю часть кабины муляж. Но и это ещё не самое интересное, в последующем по статистике полезности стрелка, было выяснено то что кроме увеличения взлетного веса и уменьшения полезной нагрузки эта мера ни к чему не привела,количество сбитых стрелками самолётов противника было ничтожно мало. В пешке стрелок ещё более или менее пользу приносил, но пешка строилась как многоцелевой самолет да и скорость у нее повыше была, но и стрелок выполнял несколько функций и основной функцией была “глаза на затылке пилота”. И при чем здесь “Медведь”?

          • 13186 12184

            Ну давайте уж дополню немного Вашу картину понимания: =Ну а бармалеев и Юнкерс разбомбит= Ну это еще как карта ляжет. Потому как у бородатых от армии асада есть захваченные трофеи: Те же Шилки и Зушки. А ими очень эффективно вот этих Юнкерсов-лапотников сбивать можно. Но это Вам так,для кругозора).

          • 24383 19295

            Шилки и Зушки хороши когда есть, но и против сушек они так же действенны как и против Юнкерсов. Ну уж если против конвоев Юнкерсы на ура отрабатывали, а там огневая завеса не хуже чем от шилок была, причем количество точек на корабле доходило до десятка. Так что Вы почитайте воспоминания очевидцев и участников и соответственно современные исследования, возможно Вы поменяете свое мнение.

      • 7870 6070

        А 10 Ю 87 ИЛ 2 беспилотник средних размеров.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)