Эрих Мария Ремарк о своем творчестве
Писатель Эрих Мария Ремарк и его живое интервью 1962-го года.
Само интервью на немецком, субтитры русские.
Ремарк безусловно отличный писатель, роман "На западном фронте без перемен", который прочитал в первый раз в 9-м классе произвели неизгладимое впечатление. В более зрелом возрасте он производит не менее мощное впечатление.
Примечательно, что сам Ремарк в своем интервью отмечает, что несмотря на целую серию отличных романов, вроде "Возвращения", "Черного обелиска" и "Трех товарищей", уровень "На западном фронте без перемен" ему так и не удалось достигнуть.
Мне всегда казалось, что сила этой книги как раз в той простоте, с которой показана безжалостная рутина войны, далекой от пафоса и пропаганды. Причем она была написана представителем того поколения, о котором говорили, что после той бойни, "у него не осталось великих слов". Ремарк смог подобрать эти слова и они подкупают своей честностью.
PS. На заглавной фотографии Ремарк в 1917-м году. Фото колоризированное.
В 60 годы создавалась мода на всё иностранное.
Ремарк!… Прочитал наоборот, получил Крамер. Но Ремарк звучит благородней, а в переводе с английского означает замечание. Больше всего запомнилось игра в скат на крышке походного туалета, да чёрный обелиск, который никак не продавался, в то время ,когда кто-то из героев этого романа, существовал на деньги, которые он выигрывал на спор, что его жена выдернит ягодицами гвоздь, забитый в деревянную ….., а дальше не помню….. Там ещё кто-то воровал и продавал вагонами лекарства и всё что попало, чем напомнил первые послеревоюционные годы и гражданина Корейко, воровавшего составами.
На Западе ещё остры воспоминания Первой мировой войны с её окопными сидениями, отсюда головокружительный успех книги, особенно в преддверии второго акта продолжения бойни, который уже тогда витал в воздухе Европы.
Нам никто не запрещал читать книги Ремарка, Хемингуэя, Генриха Бёлля, и всё буквально проглатывалось, маня новизной и необычностью событий, и новым привкусом неизвестной нам жизни.
Сделаю скидку на свой возраст. Тогда больше нравились рассказы О,Генри и деятельные герои Джека Лондона, как ранее “Следопыт” и “Последние из могикан”.
Когда в школе ,то ли в 6, то ли в 7 классе написал сочинение по рассказу Джека Лондона “Жажда жизни”, получил тройку с ремаркой нашей учительницы литературы, что необходимо отличать буржуазный индивидуализм главного героя от нашего советского коллективизма, что расстроило, т.к. я не понял, почему желание жить и воля к жизни противоречит коллективизму. Поэтому я отказался от приглашения записаться в литературный кружок и стал заниматься спортом.
Наша жизнь тогда не была столь однообразна как сейчас, и можно было выбирать любое направление деятельности, не думая о деньгах за оплату.
Мода на западное дала свои всходы, и страна медленно, незаметно, стала сползать в перестройку. КПСС стала заниматься не своими делами. Вместо воспитания и ограничение именно этими необходимыми функциями, полезла в управление, нарушив задумки Сталина, желающего отдать управление экономикой страны профессионалам, и свела на нет все завоевания послевоенного периода, когда стали закладываться новые технологические направления в науке и технике. А недобитая пятая колонна, пробравшись в руководство, только ускоряла загнивание государственного капитализма в СССР.
Нам немец-сущий враг!
Зачем нам злу потворство ?
Пусть ждёт его овраг,
Вернём мы право-первородства!
Ремарк прекрасен.