США перекладывают ответственность за соглашение с Россией на Китай
Основным итогом состоявшихся в Вене консультаций России и США по вопросам стратегической стабильности стало выражение готовности сторон к их продолжению. Американские дипломаты настаивают на привлечении к переговорам китайской делегации, тем самым ставя выполнение своих обязательств по действующим договоренностям с Москвой в зависимость от позиции третьих стран.
22 и 23 июня российские и американские дипломаты встретились в Вене, чтобы обсудить судьбу Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ-3), срок действия которого истекает в следующем году. Документ предусматривает возможность его продления при условии согласия сторон. В качестве альтернативы Россия и США могли бы заключить новое соглашение.
Был еще один вариант, пожалуй, наихудший из всех возможных, – чтобы затормозить переговоры, американская делегация могла настаивать на участии в них Китая, несмотря на давно известное полное отсутствие заинтересованности в этом со стороны Пекина. Именно это и произошло. По итогам встречи в Вене специальный представитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли опубликовал в твиттере фотографию пустых мест за столом с флагами КНР, обвинив Китай в «катастрофическом наращивании ядерных вооружений».
Действительно, для того, чтобы китайский ядерный арсенал стал сопоставимым по сравнению с американским, потребуется его значительное наращивание. Пентагон может похвастаться тысячами бомб и боеголовок, тогда как большинство оценок китайского ядерного вооружения сходится на сотнях. К тому же, учитывая постоянно пополняющийся «список достижений» американской администрации в нарушениях международных соглашений, почему пекинские дипломаты должны доверять своим вашингтонским коллегам?
Вместо того, чтобы выводить из эксплуатации и уничтожать ядерное оружие, при президентах Обаме и Трампе США взяли на себя обязательство потратить на «модернизацию» 1,7 триллиона долларов в течение 30 лет. Цель переговоров по контролю над вооружениями – снизить вероятность применения ядерного оружия. Цель «модернизации» этого оружия состоит в том, чтобы сделать его более эффективным в применении. На данный момент правительство США гораздо заметнее продвинулось в достижении второй цели, чем первой. Даже если согласиться со спорным аргументом в пользу продолжения обладания ядерным оружием в качестве сдерживающего фактора против нанесения первых ударов другими государствами, достаточное и необходимое для этого количество единиц вооружения будет составлять лишь часть от имеющегося.
Пока же американцы пытаются возложить всю ответственность за международную политику разоружения на Китай. Так, дословно, считает Маршалл Биллингсли: «Китай полностью подорвал стратегическую стабильность и безопасность, которые были достигнуты в ходе переговоров и соглашений о контроле над вооружениями в течение многих, многих десятилетий». Как США планируют убедить Пекин присоединиться к переговорам, учитывая крайне тяжелое состояние отношений между двумя странами? Говоря словами того же дипломата, при помощи нагнетания «волны давления» со стороны международного сообщества, то есть, в первую очередь, со стороны союзников Вашингтона. Появляются и первые намеки на угрозы: по мнению американского представителя, «со временем Китай поймет, что в его интересах сесть за стол переговоров. Китай получит реальную выгоду, если сделает это раньше, чем позже».
Более выигрышный подход к проблеме состоял бы в инициативе Вашингтона первым принять решение об одностороннем и поддающемся проверке сокращении, пусть даже незначительном, арсенала ядерного оружия. По крайней мере, в таком случае американская сторона получила бы возможность продемонстрировать реальную заинтересованность в снижении угрозы начала ядерной войны, а также моральное право предъявлять претензии другим странам, которые не подхватят ее «благородный порыв».