Федерализация северо-востока Сирии – начало конца государства
Эрдоган размахивает жупелом «национальной угрозы» турецкому государству от самого факта существования прокурдской автономии на севере Сирии. Якобы сирийские курды тесно связаны с детищем турецких спецслужб - Рабочей партией Курдистана (РПК) и нападают на вторую по численности в НАТО, полумиллионную турецкую армию, жандармерию и полицию. Несмотря на то, что за 8 лет гражданской войны в САР сирийские курды ни разу не нарушили границу с Турцией и все мелкие инциденты вдоль границы были спровоцированы самими турками, Эрдогану удалось в какой-то мере убедить Вашингтон и Москву, что надо срочно создавать в приграничных районах Сирии турецкие плацдармы и зону безопасности от 10 до 32 км глубиной.
В оккупированные турками районы (провинции Идлиб, Алеппо, административный район Африн, анклав между Рас-эль-Айном и Телль-Абъядом) вошли не только механизированные колонны ВС Турции, но были переброшены отряды сирийской вооруженной оппозиции и боевики радикальных исламистских группировок. Курдским ополченцам и местным жителям был нанесен значительный урон убитыми и ранеными, разрушены и разграблены жилища курдов, десятки тысяч семей вынуждены были покинуть свои дома и спасаться бегством. Эрдоган грозится переместить в эти районы свыше миллиона сирийских беженцев из лагерей на турецкой территории.
Вместе с тем курдами все чаще поднимается вопрос о федерализации государственной системы управления. То есть курды готовы отказаться от автономии и пойти навстречу Дамаску, но в тоже время взамен этого предлагают создать регионы в стране по принципу федерализации. Вот здесь и кроется «Троянский конь» курдской политики: в случае решения о федерализации государства, Сирия фактически еще сильнее ослабнет в плане централизации власти и может легко потерять суверенитет. Что приведет к очередному витку эскалации и расшатает и без того напряженную обстановку как внутри государства, так и в ближневосточном регионе.