О диалектике Гегеля: кратко и понятно
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/14774809/14774809_original.jpgФилософия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, ярчайшего представителя немецкой классической философии – пример того, насколько четкой и продуманной может быть философская концепция. По сути, его диалектическое учение строится на основе трех понятий, а именно, тезис – антитезис – синтез, называемых вместе триадой.
Суть концепции такая:
а) субстанцией, то есть началом всего сущего, является объективно существующая духовная сущность – Абсолютная Идея (религиозные люди поклоняются ей и называют Богом),
б) существование Абсолютной Идеи одновременно есть процесс развития и процесс познания. То есть, сказать, что она есть, то же самое, что сказать, что она развивается и познает,
в) в процессе самопознания она разворачивается в самых разных ипостасях, видах, формах, чтобы познать себя во всех возможных проявлениях,
г) развитие происходит потому, что все в мире пронизано противоречиями.
Вышеупомянутая триада показывает, как это работает. Есть некое положение – тезис. Непременно рядом с ним есть и его противоположность – антитезис. Между ними возникает противоречие, борьба. В процессе этой борьбы рождается синтез, то есть тезис и антитезис становятся единым, но при этом в процессе борьбы что-то исчезает навсегда, а что-то сохраняется и продолжает свое существование. Так обеспечивается преемственность развития.
Возникший синтез тезиса и антитезиса – новая ступень развития. Она как бы повторяет предыдущий этап, но не точно так же, а на другом уровне. Поэтому развитие можно представить в виде бесконечной спирали.
Гегель сформулировал три закона диалектики, которые раскрывают диалектический процесс развития со всех сторон:
а) закон единства и борьбы противоположностей, который и утверждает противоречие как источник развития,
б) закон перехода количественных изменений в качественные, который показывает механизм развития: сперва в объекте происходят количественные изменения (например, цветок яблони меняет свою структуру), а когда эти изменения переходят меру, то есть происходит скачок, меняется качество объекта, его суть. В нашем примере – когда структурные изменения цветка переходят меру, цветок превращается в плод, то есть теряет сущность цветка и обретает сущность яблока,
в) закон отрицания отрицания, который раскрывает суть развития поступенчато, то есть, что тезис отрицается антитезисом, а антитезис отрицается, в свою очередь, синтезом. Синтез = новый тезис, и весь процесс повторяется заново, и так до бесконечности.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/14775052/14775052_900.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/14775525/14775525_900.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/14775744/14775744_900.jpg
Суть концепции такая:
а) субстанцией, то есть началом всего сущего, является объективно существующая духовная сущность – Абсолютная Идея (религиозные люди поклоняются ей и называют Богом),
б) существование Абсолютной Идеи одновременно есть процесс развития и процесс познания. То есть, сказать, что она есть, то же самое, что сказать, что она развивается и познает,
в) в процессе самопознания она разворачивается в самых разных ипостасях, видах, формах, чтобы познать себя во всех возможных проявлениях,
г) развитие происходит потому, что все в мире пронизано противоречиями.
Вышеупомянутая триада показывает, как это работает. Есть некое положение – тезис. Непременно рядом с ним есть и его противоположность – антитезис. Между ними возникает противоречие, борьба. В процессе этой борьбы рождается синтез, то есть тезис и антитезис становятся единым, но при этом в процессе борьбы что-то исчезает навсегда, а что-то сохраняется и продолжает свое существование. Так обеспечивается преемственность развития.
Возникший синтез тезиса и антитезиса – новая ступень развития. Она как бы повторяет предыдущий этап, но не точно так же, а на другом уровне. Поэтому развитие можно представить в виде бесконечной спирали.
Гегель сформулировал три закона диалектики, которые раскрывают диалектический процесс развития со всех сторон:
а) закон единства и борьбы противоположностей, который и утверждает противоречие как источник развития,
б) закон перехода количественных изменений в качественные, который показывает механизм развития: сперва в объекте происходят количественные изменения (например, цветок яблони меняет свою структуру), а когда эти изменения переходят меру, то есть происходит скачок, меняется качество объекта, его суть. В нашем примере – когда структурные изменения цветка переходят меру, цветок превращается в плод, то есть теряет сущность цветка и обретает сущность яблока,
в) закон отрицания отрицания, который раскрывает суть развития поступенчато, то есть, что тезис отрицается антитезисом, а антитезис отрицается, в свою очередь, синтезом. Синтез = новый тезис, и весь процесс повторяется заново, и так до бесконечности.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/14775052/14775052_900.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/14775525/14775525_900.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/14775744/14775744_900.jpg
Поделиться:
Записи на схожие темы
Беда состоит в том, что диалектику мы учили не по Гегелю, а по Марксу. Нельзя брать метод и изменять суть, возможен только обратный процесс. Так действует система Зла – она сохраняет оболочку, извращая суть.
На Ефремова младшего очень похож.