Почему славянские праздники не обходятся без песни?

476 0

Как живётся, так и поётся, но верно и обратное! Потому славянские песни встарь звучали всюду: на гуляниях молодёжи, на праздниках и во время работы. Хорошо, коли девушка слывёт певуньей – к такой женихи с радостью сватаются. Были встарь у нас и женщины-плакальщицы, знающие особые песни-причитания. Их звали на свадьбы, чтобы помогать невесте плакать, прощаясь со старой жизнью, тогда новая жизнь будет хорошей! Пели, конечно, и мужики. Да и ребятишки сызмальства запоминали слова народных песен.

 

3

  

Беседа дорогу коротает, а песня – работу

Встарь работали слаженно, дружно. Тут песня в подмогу – настраивает на общий лад, задаёт скорость работе. При работе в поле песня придаёт сил, помогает почувствовать помощь Матери Сырой Земли да поддержку товарищей рядом. Потому и песни здесь задорные, звонкие. У жонок да девиц на супрядках уж другие обрядовые песни – спокойные, медленные, настраивающие на медленное кручение веретена.

  

1

 

Не только ритмом хороши славянские песни. Хранят они в себе и силу чаяний человека, мечтающего увидеть вскоре плоды своего труда. В песнях люди описывали богатый урожай, который ждёт из по осени, достаток в доме, большую семью, живущую непременно в ладу да в согласии друг с дружкой.

 

С песней душа растёт 

Особо важны песни славян на народных праздниках. Каждому дню своя обрядовая песня: по весне поют о пробуждении природы да чествуют Бога Ярило, на праздник Купало песни о любви, осенью – о богатых дарах земли, зимой на Коляду и нынче помним обычай колядок, песенных пожеланий достатка и счастья.

 
 
2
 
 
В славянской песне хранится сама суть народных праздников: подъём души, вера в лучшее будущее, единение с родной природой. Можно рассказать о том и на словах, но песня да красивый славянский обряд оживляют мысль, делают её наглядной, зримой… и вот, кружась в хороводе уже чувствуешь душевный подъём, который усиливается совместным пением.
 
 
Обрядовые песни для главных славянских праздников
  
Поделимся нынче обрядовыми песнями да описаниями празднования встречи с четырьмя Солнечными Богами.
 
Коляда:
   
«А с земли уже доносилась песня, призывающая Коляду:
 

Коляда-Солнцеворот,

Стань у наших у ворот.

Разгони потемь,

Верни в Явь красный день.

Огнем возгори,

Коло воздыми, уводи,

Коло, горе, а свету дай преболе!

Гой! Коляда! Слава!

Солнышко повернись,

Красное разожгись!

В дорогу выезжай,

Зимушку погоняй!

Гой! Коляда! Слава!

  

Еще днем подготовили большой костер — «Краду», в котором к ночи зажгли даже не поленья, а целые бревна. Одно такое бревно, было специально подготовлено для особого действа. Его нужно было горящим протащить вокруг всей деревни и вернуть обратно в Краду.

На этот раз бревно, «Балда», так называли его сельчане, благополучно протащили по снеговой дорожке, устроенной тоже заранее, и вернули горящим в костер.

Слава! Слава! — раздавались радостные крики, — год будет удачным!»

Из книги «Боги и Люди»

Ярило:

  

«И вот, однажды наступил день Ярилиной Стречи. Ярилу, бога ярого весеннего солнца, любовной страсти и плодородия, в деревне у нас очень чтили. Вся деревня с утра участвовала в празднике – и стар и млад. Идут на Ярилину Горку, каждый хозяин несет хлеб- соль, складывают его кучкой, а специально выбранный хозяин троекратно кланяется на три стороны и произносит обращение к Яриле:

 

Гой ты, Ярила огненная Сила!

С неба грядучи, ты возьми ключи,

Отомкни ты Матерь Сыру Землю,

Пусти теплу росу да на всю весну,

На сухое лето да на ядрено жито!

Гой! Слава!

А весь народ повторяет это за ним и тоже кланяется на три стороны. Потом идут на поля, трижды обходят их и поют:

 

Волочился Ярило По всему белу свету,

Полю жито родил,

Людям деток плодил.

А где он ногою - Там жито копною,

А где он глянет,

Там колос цветет.

 

А вечером выбирали самого красивого парня, надевали ему венок на голову, в руки давали черемуховую ветку и водили вокруг него хороводы, распевая песни.

А у нас Ярилин день,

Я травку-муравку вытопчу,

Тебя, молоденьку, подержу...

 

На эти вечерние игрища допускались только молодые парни и девушки. После хоровода они разбивались на пары и разбредались, кто в поле, кто в лес».

Из книги «Боги и Люди»

 

Купало:

 

«До ночи в честь Купало оставалось три дня. К вечеру девушки и парни опять потянулись к березкам. Теперь они несли наряды для березок и подарки для русалок. Во что только не наряжали березки - и в платки, ленты, бусы, и даже в женскую одежду! И опять водили хороводы, в которых заклинали приходить дождю и чтобы урожай был хороший.

Пели «Ты удайся, удайся мой лен», сопровождая пение движениями, как будто сеют лен, собирают его, вымачивают, отбивают, прядут, ткут и отбеливают. Но особенно любили изображать «А мы просо сеяли», потому что в конце песни девушки разбегались, а парни их ловили да и целовали украдкой».

Из книги «Боги и Люди»

 

Текст песни «А мы просо сеяли»

Два хора — мужской и женский

 

1. А мы просо сеяли, сеяли;

Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!

2. А мы просо вытопчем, вытопчем;

Ой, Дид Ладо, вытопчем, вытопчем!

 

1. А чем же вам вытоптать, вытоптать?

Ой, Дид Ладо, вытоптать, вытоптать?

2. А мы коней выпустим, выпустим;

Ой, Дид Ладо, выпустим, выпустим!

 

1. А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём;

Ой, Дид Ладо, в плен возьмём, в плен возьмём!

2. А мы коней выкупим, выкупим;

Ой, Дид Ладо, выкупим, выкупим!

 

1. А чем же вам выкупить, выкупить?

Ой, Дид Ладо, выкупить, выкупить!

2. А мы дадим сто рублей, сто рублей;

Ой, Дид Ладо, сто рублей, сто рублей!

 

1. Чего же вам надобно, надобно?

Ой, Дид Ладо, надобно, надобно!

2. Нам надобно девицу, девицу;

Ой, Дид Ладо, девицу, девицу!

 

1. Какую вам надобно девицу?

Ой, Дид Ладо, надобно девицу!

2. Нам вот эту надобно девицу!

Ой, Дид Ладо, надобно девицу!

 

1. У нас в полку убыло, убыло;

Ой, Дид Ладо, убыло, убыло!

2. У нас в полку прибыло, прибыло;

Ой, Дид Ладо, прибыло, прибыло!

 

Авсень:

 

«Наступил праздник Авсеня – Осенины. Праздник-то большой – всем селом справляется! Вместе рожь убирали, нынче вместе радуются тому, что закрома на зиму полны.

Затевалась ярмарка большая да прямо в самом селе – торжок в середине был большой, как раз рассчитан на местных и на прибывших. Не только из окрестных сёл прибывали, но и даже гостей заморских ждали, любили они через море в устье реки Онеги заходить на своих судах, глубины тут хватало, чтобы встать и не беспокоиться о мелях.

Наступил последний день ярмарки. Началось празднование хороводами, в которые вставали по многу людей и водились особыми знающими:

 

Заплетися, плетень, заплетися,

Завертися труба золотая,

Вокруг столба дубового,

Вкруг священия зелёного.

Вот заплёлся плетень, вот заплёлся,
Золотая труба завилася.

Расплетися плетень…

Вот расплёлся плетень…»

Из книги «Люди и Духи»

 

Будете ли и вы нынче вспоминать славянские песни на празднование Авсеня, да после зимой на Коляду? Коли так, рады мы, что древняя традиция жива и ныне! Пусть и дальше на земле нашей слышатся радостные песни, напоминающие о былых временах.


 

 

 

 

 

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)