Провокационные карикатуры, которые довели до тюрьмы художника Герхарда Хадерера
Искусство сатирической карикатуры, являясь не только самым мирным, но и грозным оружием, провоцирует человечество на размышления о современном мире, над таковым, каким он есть на самом деле. Сегодня и мы поразмышляем о нем вместе с работами скандально известного художника-сатирика из Австрии Герхарда Хадерера.
Глядя на то, как в последние десятилетия стало жить человечество, многие все чаще и чаще задаются риторическим вопросом: куда катится наш современный мир, к чему приведет безответственное отношение ко всему живому и, что же все-таки с этим делать? Порой мы не замечаем множества ужасающих вещей, кажущихся привычными и незначительными, однако они неожиданно начинают менять свой смысл, как только посмотришь на них со стороны. А помогают увидеть пороки современного бытия именно художники карикатуристы, перо сатиры которых беспощадно выявляет слабые стороны человека.
Немного о Герхарде Хадерере
Герхард Хадерер (Gerhard Haderer) родился в 1951 году в городе Леондинг, невдалеке от Линца (Австрия). С юных лет, обладая незаурядными способностями трансформации художественных образов, Герхард обучался рекламной графике и искусству гравюры. Затем в поисках своего стиля и направления в творчестве молодой график работал декоратором и художником по рекламе. Нельзя сказать, что его работа была не интересной, однако не к тому стремилась тонкая организация души художника. Перенеся в 1985 году онкологическую операцию и переосмыслив свое предназначение, Хадерер оставляет коммерческую иллюстрацию и рекламный бизнес, которые казались ему уж слишком меркантильными и становится свободным сатирическим художником.
А спустя годы, именно карикатура стала основным и прочным стержнем творчества художника, именно в ней проявился его уникальный дар.
Дебют Герхарда в местной прессе и в сатирическом журнале «Watzmann3» принес ему немалый успех, и вскоре под его работы была отведена еженедельная страница в «Profil» и «Stern». Пройдет еще немного времени, и Герхард начнет проводить персональные выставки своих творений, и издавать серии карикатур, объединяя их в целые книжные издания.
А начиная с девяностых годов, карикатурист окажется на гребне всемирной славы и станет самым узнаваемым современным сатирическим рисовальщиком, а его злободневные произведения на десятилетия станут самыми тиражируемыми во многих периодических изданиях Европы.
Уже более тридцати лет карикатурист-сатирик, Герхард Хадерер откровенно обнажает проблемы современных людей, бросая им вызов и точно зная, что, когда и как подать зрителю, чтобы тот «взорвался», фонтанируя речами, спорами и обсуждениями, или же оправданиями.
Его злободневные работы, поражающие правдивой откровенностью и иронией, не щадят никого и ничто, хотя не редко влекут за собой и гонения на самого автора и судебные тяжбы против него. Припомнить хотя бы скандальную историю, связанную с серией иллюстраций, опубликованных в книге «Жизнь Христа» («The Life of Jesus»), где художник затронул тему, связанную с католической церковью. Именно в ней автор высмеял не только пороки человека, а и подшутил над религией, выставив её в ином, слегка нелицеприятном свете, вызвавшем массу разногласий, сомнений и недоверия среди верующих и атеистов.
В 2005 году за такую крамолу художнику даже довелось предстать перед греческим судом, который приговорил его к 6 месяцам заключения условно за оскорбление чувств верующих. В то время этот случай принял весьма резонансный оборот. Художнику вынесли обвинение в том, что он пренебрегает религиозными догмами. Однако само решение суда вызвало довольно бурные и не самые лестные дебаты среди представителей австрийской общественности, церкви, а так же в правительственных кругах. В итоге приговор был отменен апелляцией, а Хадерер - оправдан.
Сам же сатирик так отреагировал на резонансное дело: «Моё отношение к Иисусу – этой исторически существующей или несуществующей личности всегда было положительным. Иисус делал умные вещи. Он был социальным псевдо-революционером, который сумел показать людям, как можно изменить государство и правительство таким образом, чтобы с ним можно было безбоязненно ладить. У меня нет причин говорить зло об Иисусе. На самом деле, вовлечённые в происходящее, всегда одинаково реагируют на мои карикатуры. Идиоты пытаются привести меня в суд, а умные приглашают меня на ужин, и лишь единицы воспринимают показанное с юмором, не пытаясь отыскать подвох или оскорбление в моих работах».
И что тут скажешь, скандальная история совершенно не напугала Хадерера и не заставила замолчать, он и по сей продолжает рассказывать неприятную правду о человечестве посредством своей сатиры. Ведь его творчество – весьма острая смесь, которая всегда точно бьёт в поставленную цель, не оставляя шанса на спасение. Его острые карикатуры раскрывают слабости, изъяны и тщеславие современного общества со злой сатирой и колким юмором.
И что интересно, почти каждый зритель сможет найти себя в его карикатурах, даже невзирая на то, что не каждый может признать свои слабости.
https://kulturologia.ru/blogs/120519/43063/
Крут, нечего сказать. Особенно с красной машинкой, гениально.