Образование сегодня и сто лет назад

1716 13

школа

Еще, будучи, в школьном возрасте наткнулся на фильм “Сельская учительница” 1947 года. Тогда я не особо понял этот фильм, хотя и детство попалось на 90-ые годы. В школе учили нас учителя советской закалки. Образование было качественным. Никогда не забуду, что в вузе преподаватель английского похвалила меня за фундаментальные знания, хотя учился совсем по другой специальности. Мы не знаем, что в жизни пригодится, но тот багаж, которым наделили меня мои учителя, действительно, был бесценен. Беда лишь, в том, что помимо знаний в современном мире, как и сто лет назад, нужна материальная составляющая, как в том фильме “Сельская учительница”.

Я этот фильм лишь полностью осознал в 2006 году, когда сам поступал в столичный ВУЗ. Экзамены были пройдены, но нужно было кому-то заплатить за “проход”. К сожалению, а может и к счастью, тогда у нас таких денег не было. И я уехал поступать в провинциальный ВУЗ, причем поступил, набрав высокие баллы. Учился на бюджете. После армии, пошел работать по профессии.

Я из семьи педагогов. Работая с разными детьми, заметил, что их всех объединяет то, что у большинства нет будущего. Вы скажете, как это нет будущего? Будущее есть у всех, но, к сожалению, это не так! Нужно ли нам будущее, в котором мы просто биоматериал или обслуга? Может, нам сразу детей учить в дошкольном возрасте, что кто-то будет рабом кого-то. Вы, наверное, с порицанием воскликнете: “Нет! Этого не нужно делать, как вам могло прийти такое в голову”. Самое удивительное, что это не придумано мною, это уже повсеместно внедряется детям с самого раннего возраста под названием “финансовая грамотность”.

Однажды я был на таком мероприятии, не по своей воле. И был поражен, нам рассказывали, что детям, нужно с молоком матери рассказывать о кредитах, ссудах, мол, это нормально в современном мире. Так дети быстрее приспосабливаются к сегодняшним реалиям. У меня возникает сразу вопрос: “Это что за реалии?” Напоминает гитлеровскую Германию, там тоже внушали расовую теорию с объяснением, что так надо. Потом, мы знаем, чем закончилось в 1945 году, и как быстро обожаемый фюрер оказался никому не нужным со своей теорией.

Теперь непосредственно хотелось бы по пунктам пройтись с сегодняшними реалиями системы образования и попытаться сравнить, что было реалией Ленинской системы образования и Путинской.

Свой анализ хотел бы привести на основе своего личного опыта изнутри самой системы образования. Вы, конечно, спросите: “А причем тут советская модель образования?”. Сразу поясню данный аспект. Дело в том, что я сам был воспитан советской моделью образования как в школе, так и в ВУЗе, причем самими советскими специалистами. Да были попытки внедрения в школы соросовских книг по истории, принудительное изучение религиоведения, но так как тогда еще были сильны советские принципы у учителей, нам был привит иммунитет. К сожалению, современная модель образования очень сложна и непонятна, но зато у нее есть точный результат, о котором я скажу позже.

Давайте, по пунктам разложим в сравнении две системы образования:

1) Что советская, что российская модель образования первым пунктом включает равенство всех граждан в получении образования

Это очень интересный пункт. Дело в том, что советская (ленинская модель), действительно, давала равные права в получении образования. Любой гражданин страны Советов получал качественные знания независимо, получал он эти знания в глубинке или мегаполисе. Помимо высококвалифицированных специалистов даже в сельских или деревенских школах имелся обширный инвентарь для физического и умственного развития учащихся.

Если мы заглянем в современные сельские школы, то мы ужаснемся. В некоторых школах инвентаря нет вовсе. Один учитель ведет несколько предметов, причем, даже не являясь специалистом в этих областях. Ну и какой, вы думаете, будет результат. И какое равенство всех граждан в получении образования?

Выше написанное относится к сельским школам, а что происходит с деревенскими? А их нет. Они находятся в полуразрушенном состоянии. Десятки тысяч школ за последние 19 лет закрыты. Даже в 90-ых такого не было.

Но, что, действительно, любит делать власть. Она всему может дать ответ и вывернуть ситуацию в лучший для нее ракурс. Сегодня власть гордится, что с помощью автобусов государство заботится об отдаленно-живущих детях. И государство тратит миллионы на данную услугу. На деле же она скрывает, выгодную сторону для себя. Содержание автопарка намного оказывается дешевле, чем содержание школы в провинциальных населенных пунктах. Власть готова привозить ребенка за десятки километров в школу из райцентра лишь бы не содержать школу.

А теперь минусы данной услуги для обучающихся и родителей:

а) Ребенку нужно вставать очень рано, что приводит организм к стрессу и раздражительности

б) Порой, чтобы дойти до остановки, нужно проходить опасный далекий путь в неосвещенное время суток.

в) график проездов из дома в школу и обратно, не дает ребенку выбора о внеурочной деятельности. Ему не интересно внеклассная работа, подготовки на мероприятия, его основная задача успеть на автобус.

г) Приезд из школы приводит его к усталости. И дальнейшая домашняя подготовка просто отсутствует. Ведь нужно уже готовиться ко сну, чтобы завтра рано встать.
И результат, после 9 класса, обучающийся не хочет дальнейшего такого “обучения-мучения”. Если можно было уходить после 4 класса, я думаю, многие воспользовались бы данной возможностью.

Вывод: советская модель о доступности образования выполнялась на деле, российская модель строится на показной оптимизации. И нужно быть реалистом. Школьник из провинции не может конкурировать с городским. Самое печальное такое же неравенство среди городов. Например: Уфимская школа или вуз не может стоять наравне с лицеями, школами и вузами Москвы.

2) Обязательность образования 

Советская модель образования носила обязательность, и она была обусловлена потребностью государства в получении кадров во всех областях. Причем, базовый уровень кадров у всех был одинаковый и качественный. Что это значит? Это значит, что врач неплохо разбирался в механике, стройке, электричестве и т.д. Учитель мог оказать первую медицинскую помощь и т.д. Т.е. помимо своих прямых обязанностей, человек мог приспособиться к любым условиям, но когда речь идет о своих профессиональных умениях, он показывал максимальный результат. И вот примеры: первый полет в космос, освоение морей, океанов, Атомный ледокол Ленин, БАМ и т.д. Смог бы это сделать советский гражданин, если бы не получил обязательные знания? Думаю, нет.

Сегодня, какие только бредовые методики не существуют. Их основная цель: запудрить мозги, вырастить человека, который ничего не умеет и не желает. Ребенок, приходя в первый класс, пытается что-то узнать, для него весь мир интересен, но учитель не может дать ему это. Задача учителя сегодня не дать информацию, а направить его туда-то. Мол, так зарождается исследовательская заинтересованность детей. А теперь давайте представим ребенка, который ничего не знает, и его ставят перед лесом, где хищные животные и говорят: Вот лес, иди туда, ты сам всё должен узнать, разведать. Не кажется ли вам это абсурдным? Да, возможно, и есть гуманистические начала в самопоиске, но хотя бы фундамент нужно заложить для ребенка. Государство не хочет этого, оно всё спускает на самотек, объясняя это тем, что мы давим личную свободу выбора ребенка.

3) Государственный и общественный характер всех общественных учебно-воспитательных учреждений

30 мая 1918 года СНК принял декрет, в котором говорилось: Все учебно-воспитательные дела и учреждения передаются под ведомство Народного Комиссариата просвещения. Так был поставлен крест на существовании частных учебных заведений. Государство четко давала задачи, выделяла материальные средства, несмотря на то, что в эти годы шла Гражданская война. Сегодня Россия не ведет никаких войн, получает миллиардные доходы от природных ресурсов и тратит на образование и науку 3% .

Самое уничижительное то, что профессия педагога превратилось в статус ущербного человека. Учителю постоянно надо искать дополнительный заработок. Стало модным в современной России – репетиторство. Учитель вместо того, чтобы дать качественные знания в школе, а потом отдыхать или просвещаться духовно, должен искать дополнительные материальные средства. Тогда логичнее было бы совсем убрать школьное образование. Ведь, если быть искренним и честным, в большинстве случаев школа - это место для отчетов, показухи и время провождения. Обучающийся после школы не может применить знания, учитель после школы бежит на репетиторство. Завучи закрывают непонятные отчеты, которые требуют у учителей в школе, директор отчитывается перед департаментом, что столько процентов поступивших, столько медалистов. Департаменты отчитываются перед чиновниками. А в конце Путин на ежегодном обращении говорит: Наши обучающиеся показывают высокий результат. Слушая весь этот бред у Васильевой наступает паралич лица. Все довольны, всем хорошо.

Ну, а если серьезно. У данной системы образования есть четкий результат. Государству нужен обслуживающий персонал. Если раньше хаяли советскую страну и говорили, что «тоталитарному режиму» нужен послушный винтик, на самом деле именно сегодня нужен даже не винтик, а смазка. Винтики сегодняшней России - это чиновники и правоохранительные органы. Весь остальной народ для государства - это биологический мусор. Если можно смазать винтики этого государства, они выкачивают из этого мусора всё, а если нет, то он и вовсе не нужен. Следовательно, зачем тратить на него средства и ни в коем случае не нужно давать ему образование. Все в истории циклично, как и 150 лет назад, скоро введут “циркуляр о кухаркиных детях”, возможно, он уже действует… Уверен есть чиновники, которые говорят словами директора гимназии из фильма Сельская учительница: “Дети нищих никогда не будут сидеть за одной партой с детьми аристократов”.

Делая вывод, нужно поклониться великому вождю мирового пролетариата. Это был, действительно, человек планетарного масштаба. На примере Ленина, даже в отсталых государствах, приходили люди к власти и приоритетной задачей ставили финансовую помощь образованию. У нас же такого нет. Но, что у нас есть реально - это показуха, такая как Сколково, нано-чубайс, мультипликационные фильмы о ракетах и т.п. Раньше школа и образование - это был социальный лифт, дающий возможность выбиться в люди. Сегодня даже этот лифт сломан умышленно государством. Но молодежь старается, всякими телепроектами: голос, стенд-ап, танцы, песни, дом-2 выбиться в жизни. Даже детей подсадили. Только люди не понимают, за всем этим умилительным шоу стоит один сценарий – веселить и радовать более успешные лица, которое будут получать и качественное образование, и медицину и профессию. А ты будешь слугой.

В конце, по традиции хотел бы привести умные слова одного мною уважаемого человека.

“Штурм космоса начался не 12 апреля 1961 года, когда человек увидел открытую Вселенную, и даже не 4 октября 1957 года, когда первый спутник оторвался от Земли. Всё началось с выстрела «Авроры», со штурма Зимнего»”.
Ю.А.Гагарин

Вечная слава и память великим людям XX века и низкий поклон основателю великого государства и великой идеи о справедливом обществе.

Ф.Валиев,
сельский учитель

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
13 Комментариев » Оставить комментарий
  • 15014 1188

    Ф.Валиев,
    сельский учитель
    Не повезло деткам.
    Хотя меня тоже учили идиотки и ничего.
    Английский я знал лучше “англичанки” а математику лучше “математички”.
    Деревня.
    Нет там учителей это точно.
    А когда-то и интернета не было.
    Но это мне не помешало выучить наизусть учеьник физики причём помнил что на какой странице написано и нарисовано.
    Написать самостоячтельно 9 тыщ диктантов.
    И поступить в СВУ 14 чел на место.
    А сегодня можно вообще в школу к таким учителям не ходить.

    • 2060 1662

      Какой ты, хохол, все-таки интересный, слехка противоречивый и очень скромный!
      наизусть учеьник физики! (его еще переписать можно было)
      самостоячтельно 9 тыщ диктантов!!! (диктовал и проверял тоже сам?)
      поступить в СВУ 14 чел на место!!!!! А тока сёдни гаварил, што тагда выбора кроме тюрьмы не было. А А вот он выбор — Ленинградское СВУ. А квартиру, которую ты на лингвистическое образование детей продал (4 языка=4 няни)сначала заработал?
      Здесь уже был один с СВУ. Тоже успешный, тока ника не помню. На вопрос сколько ж ему лет он не ответил. Сдулсо. А ты скажешь?

  • 10969 8659

    Автор прав и трижды прав.Неучи, не умеющие анализировать, безграмотные “специалисты” выпускаются современной школой.
    Читать отзывы на любых статьи, сами “письма и рассказы” невозможно.Перлы авторы выдают такие, что в советской школе это считалось шуткой или за это оценка была кол или двойка.Ну а что! Какая власть-такое и образование.Эти думают что На Них Станут Работать Азиаты или китайцы.Печальная участь власть держащих.

  • 44634 23602

    Аффтур лепит заказуху даже не видя своей логической безграмотности,хотя типа пидагог.Учительница в фильме училась еще в царской России.Вот тогда были идеалистки,и идеалисты.Вместо того чтоб делать революцию,бросали выгодные места,и шли в деревни и села учителями и врачами.К слову тот же Чехов был таким.Нынешние смотрю хорошо только гранты отрабатывают,получается не очень,но деньги не пахнут.Нет бы задуматься над реальными причинами происходящего,или как сельская учительница в фильме отправиться в провинцию ради идеи или долга перед страной как она это понимает.Нет,лучче казаться фальшивым умником,чем быть приличным человеком,пусть и не хватающим звезд с неба.

  • 15219 12793

    Насколько я знаю, в советское время для детей, которым повезло родиться в отдалённых деревнях, был один вариант – интернат. Кое-где были и начальные школы, а с 4 класса – добро пожаловать в школу-интернат, и хорошо, если удавалось на выходные ездить домой, а то, бывало, только на каникулы. Сейчас такие дети живут дома, правда, вынуждены ездить в школьном автобусе. И если их спросить, что для них лучше, интернат или автобус, мне почему-то кажется, ответ был бы единодушным, угадайте, каким… Так что автор мутит воду и поджигает не с того конца. Чего не придумаешь, лишь бы критикнуть “крявавый путенский ррряжим”.
    Кто хочет, тот учится и сейчас, преодолевает и программу, и ВПР, и ЕГЭ, и прочую хрень, только тех, кто умный и хочет учиться, исчезающе мало, как и всегда было, как и при любимом некоторыми “социализме”. Основная масса тогда шла в ПТУ, уж точно, не из любви к учёбе.

    • 15014 1188

      Разница между советским и сегодня ОГРОМНАЯ.
      В советском отличников усредняли под троешников.
      Мало того ребёнку который хочет учиться навешивали пару оболтусов-ПОМОГАЙ.
      Сегодня идёт постоянный ОТБОР в лучшие.
      В каждом классе каждой школы пару отличников и серая масса.
      Отличников собирают в интернаты первого уровня и снова пару отличников а остальные с трудом тянут новый уровень сложности.
      И снова лучших собирают в интернаты второго укровня.
      И так вроде до пяти уровней.
      И потом едут школьники пятого уровня на мировы олимпиады и РВУТ ВСЕХ и сами удивляются почему это так просто.
      И только ТАК.
      Ибо и в космос полетел не ” советский народ” а Гагарин и отправил его Королёв .
      Советкий народ тупой как валенок только махал им кумачами в кирзачах.

      • 15219 12793

        У меня преобладали пятёрки, но никто меня не “усреднял под троечника”, я не очень поняла, что Вы имели в виду. Меня не тянули вверх, но и не топили, как сработала, так и получала. Но интерес к учёбе проявляли едва треть класса, некоторые старались, но не тянули математику, математичка у нас была зверь. Читали тоже мало. В кружках занимались единицы. Так что особо хвалиться нашему поколению нечем. Шли в простенькие ВУЗы, куда брали с тройками, таковые же вышли из этих ВУЗов и инженеры, которые в перестройку оказались никому не нужны и поехали в Польшу и Турцию возить трусы и кожаные куртки. Советский народ не был весь тупой, как валенок, это зря. Но гениев было не так много, как хотелось бы. А, с другой стороны, разве их надо много?

        • 15014 1188

          У меня были только двойки и пятёрки.
          От настроения ))
          В школах было шефство отличников над отпетыми троешниками.
          Так было принято и учится это мешало способным детям.
          Школьная программа была изначально для слабомыслящих но и её тянули не все.
          Что такое УЧИТЬСЯ я узнал только в Ленинградском СВУ.
          Это жесть.
          Школьные отличники-зубрилы становились двоешниками и их отчисляли.
          Были и в СССР спец. школы но слабенькие и мало.
          Результат это советский народ порой с двумя “вышами” лечидся у Кашпировского и нёс денешку Лёне Голубкову
          Сегодня всё иначе.
          Ставка сделана НА ЛУЧШИХ.
          А остальные как хотят их роль в БУДУЩЕМ только как потребители.
          И только так с детства повышая планку тому кто СПОСОБЕН вырастают чемптоны.
          РФ будет страной чемпионов.

          • 15219 12793

            У нас “шефства отличников над двоечниками” не было, но списывать я давала всем, только вряд ли им это помогало.

            Лен СВУ – это марка.

          • 4587 3995

            Странное дело ,мой старший не живя в РФ, именно такую оценку дает сегодняшнему образованию,как Хохол-выявление сильных ,остальные никому не интересны ,обучать управлять мобильников ,для оплаты ЖКХ.Он не признает интернет,но почему-то всегда определяется четко,немногословно и это поражает меня ,в школе мог, но не хотел учиться ,в институте первый курс только учился и все шутил,что сначала все его записали в подающие надежды ,а потом разочаровались,защитился -позвонил мне ,я не поверила ,но перезвонил младший и сказал,что преподаватель им на паре рассказывал про странного студента.У ребят это так ,им оценки редко нужны.Оба не в специальности.

  • 681 617

    Мало того, что, действительно, сегодня у детей нет мотивации к учёбе (они же видят, что взрослые отличники не находят работу с нормальным заработком), так ещё и приходится детям сталкиваться даже в начальной школе с оскорблениями учителей, криком на пол-урока (взрослый такого даже не выдержит), по голове их бьют запросто. В таких школах и видеонаблюдения нет, или есть, но не работает. Какое уж желание после этого учиться? Одна головная боль. Зачем “терпеть” такие “услуги”? Индивидуально с репетиторами дети занимаются с желанием и лучше успехи.
    Если учитель постоянно без повода или по мелочам кричит на детей, это, случайно, не статья 156 Уголовного кодекса РФ за ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребёнка педагогическим работником, если оно сопряжено с жестоким обращением с воспитанником. Зверинный крик учителя-мучителя – это жестокое обращение с ребёнком.

    “Учителя бьют детей: важно не кто виноват, а что делать”
    “Во-первых, эмоциональное выгорание учителей. Исследования показывают, что профессиональное выгорание среди школьных педагогов в два раза выше, чем в МВД. Учитель – это просто выжигающая профессия.
    В последние годы выгорание усугубилось выполнением «майских указов» 2012 года. Намерения, конечно, были благие – чтобы зарплата учителей была средней по региону. Беда в том, что там написано «зарплата», а не «ставка».
    «Майские указы» — 11 указов президента Владимира Путина, подписанных 7 мая 2012 года. Наиболее известны распоряжением о повышении зарплаты бюджетникам. По распоряжению президента, зарплата школьных учителей, преподавателей колледжей и работников культуры должна быть не ниже средней по региону, а зарплаты научных сотрудников, вузовских преподавателей и врачей превышать среднюю по региону в два раза.
    Школы обязаны эти указы выполнять, но, чтобы их выполнить, учителя надо нагрузить на 35-40 часов в неделю.
    А это значит, что математик или словесник должен в месяц проверить до десяти тысяч контрольных и тестовых работ.
    И это – немыслимое перенапряжение, которое тоже сказывается.
    Кроме того, сегодня массовому сокращению подверглись такие важнейшие в школе специалисты как школьные психологи, дефектологи, социальные работники. Это делалось не специально.
    Представьте себе: вы – директор школы. Вы обязаны выполнить майские указы, и эта ситуация каждый месяц мониторится отчётами. Если вы что-то не выполнили, вас могут уволить без объяснения причин.
    Кого вы будете увольнять в этих условиях? Конечно, не учителя физики. Пострадают «лишние люди» — психологи, логопеды, дефектологи. То есть, ситуация с детьми становится всё сложнее и сложнее, а мы гоним из школ тех, кто отвечает за их «неодинаковость».”
    https://www.miloserdie.ru/article/uchitelya-derutsya-ot-ustalosti/

    • 681 617

      Это за такую “работу” учителя мало получают? Так пусть попробуют, действительно, пойти и поработать руками или головой в другом месте. Пусть попробуют эти же деньги заработать где-нибудь кроме школы.

  • 7899 6740

    Ещё раз утверждается, как железный факт, что просвещенные люди нашим правителям – лишние проблемы. Они больше понимают, больше требуют, а властям это надо? Лишняя обуза никому не нужна, а приходится доказывать понимающему человеку, что он глуп и ничтожен. Не каждому такое нравится и возникают протесты….

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)