Какое же оно, финское образование?
Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:
«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс.
Все. Здравствуй, наше самое первое сентября!
Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате», в помощь.
Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.
Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».
Мелочи школьной жизни:
– территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
– дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
– форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
– в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
– домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
– обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
– в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!
Автор Наталья Киреева
Статья мне понравилась!
Да,очень много позитивных отличий,судя поэтому рассказу Юры…
Вот бы и нам такую школу…https://www.youtube.com/watch?v=fBP6NnehuDM
Зачем нам такая школа? Растить людей со спящим разумом и доверием ко всему окружающему? Для маленькой и никому не нужной Финляндии само то образование. А для большой и богатой на ресурсы России такое образование никак не подходит. Нам подходит то, по которому у нас обучали до 1973 года и которое целиком и полностью принял у себя Израиль.
Значит вы сторонник жёсткой и агрессивной нашей системы,ломающей психику ребёнка,начиная с 1 класса…
а в старших классах доводящей детей до полного отвращения к учёбе,а иногда и суицидов…
Израиль скорее всего взял нашу программу,а вот насчёт методов наверняка там не так ,как у нас…Финляндия хоть маленькая,но человечная…а мы,как и во всём остальном – беЗчеловечны…
Жесткость преподавания это не жестокость человеческого общения. У меня преподаватели были жесткие, но справедливые (были среди них и ленивые, и глупые, и равнодушные, но жестоких не было) и иногда люлей выдавали даже заслужено. Жесткость преподавания вырабатывает навык быть ответственным, серьезность отношения к делу и приучает следовать порядку.
Прошло много десятков лет, а я до сих пор помню своих учителей с уважением, даже тех, над кем смеялись между собой в школе.
Оттучились в финских школах и Лукио два сына. Даже не заметили как отучились, ни традиционной нервотрепки, ни воплей, ни родительских собраний с поборами. Раз в год каждую семью приглашают на беседу и все! Если ребенок хорошо воспитан, не лентяй и не хулиган, школа это счастливое времяпровождение с пользой. Странно, что не обязательные пляски на 1 сентября и наличие 3 переводчиков в классах для мигрантов, автор отнесла к негативным сторонам :) Ну, а мигрантов можно было бы и поменьше. Платим налоги для развития страны, в которой живут наши дети и внуки, экономика заметно пошатнулась под наплывом волны “несчастных беженцев”, вот где печаль…
В Финляндии к слову сказать нет и ни когда не было никакой науки. А значит и требования предъявлять не за чем.Просто и легко учим на конвейере собирать готовые детали.
Единственное,чего “достигла” наша наука -это производство орудий убийства…чем сейчас и поставила весь мир на дыбы и на грань уничтожения…Именно поэтому в Финляндии люди ЖИВУТ и здравствуют,а мы выживаем на грани…