Знание и понимание: в чем разница?
Пару месяцев назад я репостила статью под названием «Искусственный интеллект уперся в барьер понимания»https://cont.ws/@Neiro/1121072И сегодня решила вновь поднять вопрос: «А чем принципиально отличается понимание от знания?» Ведь ответ на этот вопрос и позволяет понять, чем отличается живое мышление от искусственного интеллекта.
Все мы знаем, что сегодня так называемый «искусственный интеллект» способен к глубокому обучению, умеет «узнавать» лица, объекты, обыгрывать человека в игры и т.д. Но прекрасно понимаем, что ИИ не обладает сознанием, не понимает того, что и зачем делает. На что мне, конечно, могут возразить, что и многие люди этого не понимают. Ну, так, тем более, разобравшись с механизмом понимания, мы и себя начнем понимать гораздо лучше, чем до этого.
Любой алгоритм обучения искусственного интеллекта построен на изучении ПРОШЛОГО опыта. Соответственно, чем богаче этот опыт, тем «разумнее» ИИ, и тем более правильные ответы он может давать. Как правило.
Но это не гарантировано. Всегда может возникнуть ситуация, аналогов которой в прошлом не было, и в таком случае ИИ не сможет дать адекватный ответ. Опыт прошлого окажется в такой ситуации бесполезным. И здесь нужно какое-то совершенно новое, волевое решение, творческий подход. А это то, на что не способен искусственный интеллект.
Точно так же и система образования, основанная на подобном подходе к обучению, не способна воспитать творческого, действительно ПОНИМАЮЩЕГО человека, способного принимать оптимальные жизненные решения. Она воспитывает биороботов – стандартных, предсказуемых, управляемых. Но не людей, не мыслителей, не интеллигентов (в лучшем смысле этого слова).
Главная особенность человека в том, что он принимает решения не только на основе прошлого опыта, но и руководствуясь своими целями в БУДУЩЕМ. И это находит отражение в особенностях мышления и поведения человека, в его мировоззрении, в способностях к распознаванию и классификации.
Возьмем, к примеру, биологическую классификацию организмов. Она основана не только на изучении внешних признаков и форм (то есть на изучении прошлого), но и на изучении роли и функции того или иного организма или органа, на изучении поведения и повадок (то есть на изучении будущего).
Именно функция, то есть ДЕЙСТВИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ определяет БУДУЩЕЕ системы. В то время как ПРИЗНАК, ФОРМА – есть результат предыдущих преобразований системы.
Единство прошлого и будущего, целостность формы и содержания – это неотъемлемое свойство живой, разумной системы. Это непременное условие живого САМОСОЗНАНИЯ, то есть непосредственного понимания мира и своей связи с ним.
С точки зрения такого определения искусственного интеллекта быть не может. Искусственным может быть только алгоритм, автомат, выполняющий команды. А совершенный интеллект, обладающий полнотой знания и понимания мира, может быть только живым.
Поделиться:
Записи на схожие темы
Поэтому человек и протестует против полной автоматизации, компьютеризации своей жизни, не хочет, например, ездить в транспорте, где водитель робот, и т.п., подсознательно чувствуя, что сплошь и рядом есть НЕСТАНДАРТНЫЕ ситуации, когда только ЧЕЛОВЕК сможет принять правильное решение, даже вопреки инструкциям.
“… не только на основе прошлого опыта, но и руководствуясь
своими целями в БУДУЩЕМ”. Не хочу возражать, но добавлю.
ЦЕЛИ в будущем человек может себе представить.
Но соль в том, что СПОСОБЫ достижения этих целей человек
находит в создании новых связей между уже известными ему
элементами, чего не умеет делать ИИ из-за жесткости заложенной
в него человеком структуры и алгоритма функционирования.
Придумывать новые элементы знания ? Думаю – это уже от бога ?!
Опять же – не хочу возражать.
J UDOV
Здравия, коллега!
Мелани Митчел и Вы в целом правильно воспринимаете ситуацию с барьером, которую я пытаюсь осмыслить последние сорок лет. В итоге, основную задачу я вижу не в том, чтобы машина понимала,а в том,чтобы машина помогала понимать людям. Но даже для этого нужна формализация понятийного аппарата. Если тема интересна, то даю ссылку:
Ростовцев В.Н. Знания и понимание /В.Н.Ростовцев //Вести института современных знаний. – 2018.–№4. – С. 93-99.
Искин, в настоящее время паразиты нам пытаются преподнести как альтернативу живому, творческому человеку.
Посмотрим, хватит ли ума и воли у человечества не стать батарейкой для матрицы.
На самом деле всё очень просто ->
Знание – у меня сто рублей
Понимание – шиш я на них себе куплю…
Поделюсь.
Для меня существует:
1. Информация. То что мы читаем, видим, слышим, то есть воспринимаем своими органами чувств.
2. Знание. Правильное видение информации, объективное понимание. Умение правильно пользоваться информацией. В школе мы получаем знания (таблицу умножения, которой мы пользуемся в магазине или рассчитываем устройства).
3.Сознание. Совершать свои поступки и действия в соответствии с(о) знанием, а поэтому мы понимаем, к чему приведут наши действия или поступки.