Польша потребует выплат от Германии через ООН
Недавно глава польской комиссии по репарациям Аркадиуш Мулярчик оценил последствия действий Германии в Польше во время Второй мировой войны в 850 миллиардов долларов. При этом он подчеркнул, что эта сумма основана на сведениях отчета, сделанного более 70 лет назад. Сегодня, по мнению Мулярчика, необходимо применять новые методы расчета. Ранее подобный курс поддерживала предыдущий премьер-министр Польши Беата Шидло, а глава правящей партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский не раз заявлял, что у Германии нет юридических оснований для отказа в выплате. Берлин, в свою очередь, заявляет о полной выплате репараций всем сторонам, пострадавшим от действий нацистской Германии, и отрицает наличие каких-либо долгов по отношению к Польше. В попытке взыскать с Германии материальную компенсацию Варшава подготовила проект резолюции об исторической ответственности Германии за преступления нацизма против Польши.
принимая во внимание поступившее от правительства Республики Польша письменное заявление относительно международной оценки ущерба нанесенного Германией Польше за годы оккупации (1939 - 1944 гг.), а также необходимости уточнения размера материальной компенсации и неправомерности отказа от выплат военных репараций,
ссылаясь на резолюции Генеральной Ассамблеи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, а также о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 56/83 (2002) и 2391 (1968),
подтверждая свою приверженность содействию упрочения принципов исторической справедливости,
признавая нанесение значительного экономического ущерба Республике Польша в годы оккупации германскими войсками,
соглашаясь с позицией Польши о необходимости пересмотра вопроса возмещения нанесенного Германией ущерба,
подтверждая отсутствие каких-либо документальных подтверждений отказа Польши от получения военных репараций,
признавая и решительно осуждая давление СССР на руководство Польши по вопросу отказа от получения военных репараций от Германии,
принимая к сведению масштабы материальных и людских потерь Польши в годы германской оккупации в размере 39% национального достояния,
напоминая о недопустимости оправдания преступлений нацизма,
вновь подчеркивая важность реализации принципов исторической справедливости,
изучив предоставленные документальные материалы,
действуя на основании Ст. 34 Устава Организации Объединенных Наций,
1. предлагает Германии безоговорочно подтвердить свою полную ответственность за преступления нацизма,
2. предлагает Польше предоставить полный расчет нанесенного ущерба в годы оккупации с учетом инфляции,
3. постановляет далее создать фонд для выплаты компенсаций по претензиям и учредить комиссию по управлению этим фондом,
4. предлагает Польше внести предложения относительно состава и численности Компенсационной комиссии,
5. поручает Генеральному секретарю не позднее 60 дней после принятия настоящей резолюции разработать и предоставить Совету для принятия решения механизмы определения уровня выплат Германии в фонд на основе, выраженной в процентах доли ее ежегодного бюджета; меры по обеспечению выплат в фонд; оценку расчета нанесенного ущерба и результаты проверки ее обоснованности; утвердить состав вышеуказанной комиссии,
6. обязует Германию подготовить законодательную базу для осуществления ежегодных взносов в Фонд Компенсационной комиссии в процентах, установленных в соответствии с пунктом 5,
7. постановляет продолжать рассмотрение этого вопроса и предпринимать дальнейшие шаги, способствующие соблюдению Германией ее обязательств и реализации принципов исторической справедливости.
Справедливости ради надо сказать, что "разрушенные города и деревни, экономика и промышленность", а также "потерянный демографический потенциал", заявленные паном Мулярчиком, - очень сухая, безэмоциональная и мягкая констатация пережитого Польшей ужаса. Такой мучительный вопиющий опыт нельзя измерить никакими материальными средствами. Если Варшава считает, что ей присудили недостаточную компенсацию, то она имеет полное право продолжить выяснять с отношения с Германией. Но в двустороннем формате, поскольку на глобальном уровне факт ее согласия с размером полученных репараций был зафиксирован при помощи соответствующего соглашения еще в далеком 1954 году. Выносить же свои личные домыслы на глобальное обсуждение, по меньшей мере, некорректно.
Если эта резолюция будет хотя бы рассмотрена Совбезом, то сразу возникнет толпа желающих пересмотреть невыгодные для них итоги "дел давно минувших лет". И вскоре резолюции Совбеза и Генассамблеи ООН об исторической ответственности превратятся в привычный инструмент для вымогательства и шантажа, заменяющий собой общепринятое международное законодательство и перекраивающий историю по образцу, удобному для заявителей. Тогда такие любители многократно нагреть руки на одних и тех же событиях, как Польша, получат индульгенцию на пополнение государственного бюджета за счет старых обид. Сначала претензии к Германии, потом еще раз припомнят Рижский мир России, Виленский край Литве и множество обид Украине от Волыни до Коливщины. Не исключено, что следующей резолюцией будет требование пересмотра разделов Речи Посполитой и возвращения всех территорий, принадлежавших Польше до Венской конвенции 1772 года и воплощение "Ягеллонской идеи".
По сути, Варшава своими действиями создает опасный прецедент подмены международного права частным мнением отдельно взятого государства. Принятие польской резолюции в Совете Безопасности будет означать пристрастность Организации, допускающей навязывание решений со стороны отдельных членов. ООН, чья деятельность и эффективность давно подвергается конструктивной критике, окончательно дискредитирует себя. Начнется глобальный кризис и политический хаос, в условиях напряженности на международной арене грозящий вылиться в катастрофическую серию конфликтов по всему земному шару.