Большие уроки для маленьких стран

895 1

Мне иногда (как правило, в плохую погоду) нравятся маленькие страны. В них спокойно думается, уютно пишется. Не нужен плед, так как пространства для сквозняка там не больше, чем в моем писательском кабинете. Поэтому мой взгляд отдыхал, когда я на прошлой неделе любовался кадрами из солнечного Таджикистана по поводу саммита глав СНГ.

Таджикистан я полюбил еще в детстве, посмотрев свой первый фильм «Застава в горах». Там все завораживало: бездонные пропасти, верные лошади, коварные шпионы…

Вживую увидел маленькую истерзанную страну уже после недавней войны. Её называли конфликтом каких-то мультяшных по названию «юрчиков» и «вовчиков». Но последствия были совсем не мультяшные: мочили друг друга не по-детски.

Поэтому повсюду пятнами проступала по-восточному цветастая, стыдливо камуфлируемая, опрятная, но пронзительная бедность. Бесчисленные кучки пацанов, сидящих на корточках около базаров — своего рода биржи труда на часовую и поденную работу. Девчонки с трогательными косичками (как у Анастасии Вертинской в великом фильме «Не горюй!»), с громадными изумрудными глазами и с совсем низкой социальной ответственностью. Еще поразил в Национальном музее их ископаемый многометровый Будда.

В других странах похожие исторические монументы находили в золотом или мраморном исполнении. Здесь же был из землисто-серой глины — сакральная бедность! А главное, трагическая грусть во взглядах людей, потерявших родных, близких, работу, жилье, судьбу.

Про ту войну, где погибших было на порядки больше, чем на Донбассе, и полностью разрушившую экономику горной, но благополучной страны, писали совсем мало. Далеко, высоко, экзотично.

Еще мудрые таджики очень быстро сделали вид, что никакой такой войны и не было. Вон, мол, алюминиевый завод как работал, так и работает. А то, что это был единственный работающий завод в стране, как-то не упоминали.

И все же война, громадная по масштабам страны и гражданская по сути, самая в этом ракурсе большая на постсоветском пространстве, была. И никто не верил, что её можно было остановить, завершить, залечить. Остановили! Завершили! Залечили!

Поэтому я и прилетал туда, чтобы понять, как феллахи и горцы, периферийная по архетипу элита что Бухарского ханства, что Советского Союза, смогли найти в себе запасы мудрости, терпимости и милосердия, чтобы остановить безумие взаимной резни, когда кровь уже застит глаза, а разум отказывается принимать любые аргументы.

Сразу скажу: диалог был психологически и лингвистически несложен. Мои собеседники были, вне зависимости от ранга, очень откровенны, просты и вменяемы. Все прекрасно говорили по-русски. Это до сих пор у них язык не только общения, но и престижа, продвинутости. Ну, как у нас пока английский.

К тому же я с удивлением обнаружил, что сам говорю по-таджикски, поскольку половина их слов понятна типа «телевизор», «реклама», «алюминий». И вынес я тогда из бесчисленных бесед за нескончаемыми пиалами чая примерно следующий опыт.

Первый урок я получил от бывшего председателя Конституционного суда страны. Мы сидели у него в домике на самом берегу шумной горной реки. Прямо из «Заставы в горах». Небольшая гостиная, стандартная «стенка», как у меня в аспирантской юности. Двухсоттомник мировой литературы — то же, как у меня когда-то.

На столе местные разносолы, вареная баранина с травами. Из алкоголя — полная эклектика: плодово-ягодное винцо, шампанское под пластиковой пробкой, водка с бескозыркой. Я почему-то вспомнил знакомого отставного преда Конституционного суда из другой страны. Не буду упоминать её название. Тоже сидели как-то у него дома за столом: замок над Дунаем, английская лужайка, Бентли у входа, свой самолетик…

Может, поэтому в его покинутой стране над Днепром до сих пор нет нормальной Конституции? Да и та, что есть, брутально не выполняется. Но вернемся в горы.

Распаренный ужином хозяин в стеганом халате и тюбетейке увлеченно рассказывал: «Когда все уже нахлебались крови досыта, договорились не трогать судей. Дом судьи в каждом селении стал как бы нейтральной территорией. Когда в него заходили вожаки воюющих отрядов, у входа оставляли свое оружие, приглушали хамство, гордыню, заносчивость. Тогда садились за стол судьи и в его присутствии, под его гарантии договаривались…».

Вспоминая тот давний урок, я невольно сравниваю последнюю встречу лидеров СНГ и Генсессию ООН. Оружие, наверное, там и там в зал не проносили. Но вот хамства, гордыни, заносчивости на последней тусовке было на порядок больше. Может, поэтому и атмосфера, результативность и договороспособность саммитов была несопоставима…

Урок второй я получил от улыбчивых таджиков на парламентском приеме. Прием был в дальнем высотном урочище. Вроде раньше там была база «юрчиков». Долго ехали среди диких скал на убитом рафике, а попали в восточную сказку. Зал в хрустале, ковры, крахмальные салфетки.

Еще танцы под стук кайроков-кастаньет и вечные мелодии гиджаков, которые изобрел вроде сам Авиценна. Нереально красивые и грациозные танцовщицы. И столы, буквально заваленные сушеными фруктами и свежими овощами, рыбой и мясом…

Я спросил, кажется у их парламентского спикера, зачем такое нереальное и показное изобилие в бедной поствоенной стране. Он в ответ задал мне загадку: чем отличается украинское, русское и восточное гостеприимство?

Если я правильно запомнил, то украинцы приберегают лучшее от гостей, русские подают гостям то же, что и себе, а восточные люди подают гостям то, что и сами редко видят.

Наверное, в этом тайна силы и притягательности Востока! Восток не только «дело тонкое», но и нереально щедрое. Если пришел туда, конечно, с добрыми и понятными намерениями. Поэтому недавние телекартинки с эсенговского саммита с горами яств и фруктов мне не показались гастрономическим китчем и показухой небогатой страны. Значит, принимают и понимают…

Но главным уроком того путешествия я считаю следующий. Я разговорился там с одним духовным лицом. Речь зашла о силе духа, крепости воли жителей маленьких стран.

Трудно быть мелким в нашем холодном и жестком мире, считал я. Лицо не согласилась: «Это смотря у кого какая „крыша“». «Ну вон у ваших соседей-афганцев „крыша“ — сама Америка. И что, помогла она им? Как, кстати, и украинцам», — кипятился я.

«Другая, даже самая могучая страна, не может быть твоей родине абсолютной „крышей“. Только нечто более высокое и неизмеримо более духовное», — ответил дервиш. Тут я и вспомнил, что Таджикистан находится на Памире. А Памир переводится как «крыша мира».

Читайте также: Кто убил Захарченко, «Моторолу» и «Гиви»? (ВИДЕО)

Р. Дервиш

Метки: Новости
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий
  • 155 83

    Даааа, жаль автора нельзя засунуть в начало его “восточной сказки”, в первую половину 90-х годов. А я там был лично. Что бы он запел , видя этногеноцид христиан. Не думаю. что ему понравилось бы , если б его жену изнасиловало пол кишлака , а самому проповеднику “всемирной толерантности и всепрощенчества” ( типа идей Толстого Л.Н. , но в 21 веке ) добрые таджикские самаритяне перерезали глотку как барану….

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)