Грустные сведения для Льва Толстого
В дополнение к материалу https://colonelcassad.livejournal.com/4494430.html о бунте в Екатеринославской тюрьме и тамошних нравах.
Из беседы у Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне.
За обедом: Софья Андреевна, Юлия Ивановна, Николай Николаевич, Муравьев. Н. К. Муравьев рассказывал, что в Туле два раза защищал — в 1905 или 1906 г. Раз — в деле убийства директора тульской гимназии. Убил его 14-летний гимназист-поляк, который бежал за границу; клиент Муравьева гимназист Гоппе был оправдан, его мать лишила себя жизни. И еще защищал в деле 24 экспроприаторов, одного повесили.
Л. Н. вспомнил, как ему недавно экспроприатор каялся, что к нему 35 рублей, экспроприированных для общей кассы (пропаганды), прилипли. Это его мучило.
Л. Н. говорил о Молочникове, которого за распространение запрещенных книг Л. Н-ча присудили на год к крепости. И Муравьев предложил и обещал взяться за его дело, добиться смягчения наказания.
Л. Н.: Давыдов меня отговорил, чтобы не идти защищать его и не подавать заявления. Если бы мне предстать перед судом: вот преступник, — что бы они?
Гусев: «Не доказан факт вашего авторства», — ответили бы.
Николай Константинович про павловцев, какие они смирные, духовные люди были. Верили, что вся кривда исчезнет и станет правда; они в экстазе свалили алтарь, «потому что под ним правда». Встречному уряднику женщина говорила: «Уверуйте в этого младенца» (т. е. будьте чисты, как он). Урядник ее нагайкой.
Л. Н.: Разумеется, правда не в алтаре, а в христианской жизни. В этих будущая сила русского народа.
Муравьев рассказал про палачей, между прочим, про екатеринославского, из арестантов, который при тамошнем бунте участвовал и застрелился. Рассказал про бунт в екатеринославской тюрьме, о попытке бомбой из бертолетовой соли сорвать стену двора и убежать; при этом стреляли из двух револьверов. Солдаты из 19 убили 17. Рассказал, что тюрьмы переполнены на 300%. Обращение с арестантами суровое.
Л. Н.: Это самое бросание камнями, попытки бежать ожесточили тюремщиков.
Муравьев сказал, что Столыпин поспешил телеграфно поблагодарить екатеринославские власти за решительное подавление бунта.
Л. Н.: Столыпин непостижим. Какого вы мнения о нем?
Муравьев: Столыпин — жестокий человек.
Л. Н. не мог сразу вспомнить павловцев, убийства директора тульской гимназии и др.
— Я забыл все, слава богу, как это хорошо! Желаю и вам того.
Еще долго беседовал Л. Н. с Муравьевым, собственно — слушал или расспрашивал Муравьева в своем кабинете. От него услышал поразившую его новость, что священники присутствуют при казнях. Трогательно рассказал Муравьев про суд над тремя обвиняемыми в приготовлении покушения на Николая II в 1907 г. Их казнили. Одного из них, болтуна, защищал, кажется, Муравьев. Л. Н. спросил, как царь отнесся к их казни. Царь засунул в карман телеграфное прошение о помиловании. Сознательно допустил ее.
Л. Н. был, мало сказать, тронут, но взволнован до глубины души. Я боялся, что с ним что-нибудь случится. Муравьев извинялся за сегодняшние сведения, так грустны…
Л. Н.: Нет, нет… Нас всех уверяют, что этот стол, эта комната обеспечены тем, что они вешают. Мы в этом участники
http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/bio/makovickij-yasnopolyanskie-zapiski/1908-maj.htm – Маковицкий Д.П. "Яснополянские записи"
Сам же материал о Екатеринославе впервые опубликован (для тех кто интересовался, откуда текст) в журнале "Каторга и ссылка" за 1935 год.
https://www.prlib.ru/sites/default/files/book_preview/d87b5b2a-d0a3-44da-975a-d260b56b4c28/1088996_doc1_DF23CE4A-85D5-4729-97DE-09E60F213979.jpg
Весь журнал (включая статью про Екатеринослав) можно посмотреть вот здесь https://www.prlib.ru/item/336092