Бхакти-йога. Йога духовной Любви и преданности
СОДЕРЖАНИЕ
Индия – страна древняя и во многом загадочная для европейца, а её многочисленные религиозно-мистические учения представляют собой определённую сложность для понимания и изучения. Тем не менее, для многих людей различные виды йоги являются неизъяснимо притягательными именно своей сложностью, так как ведут к пониманию своего собственного «я». Одним из самых интересных и глубоких направлений считается бхакти йога. Это высшее выражение любви, осознание и выражение себя через любовь к верховному божеству. Для некоторых людей эта практика является вершиной их продвижения в понимании и изучении йоги, так как считается, что учение о бхакти – это высшая ступень в занятиях йогой.
Понятие бхакти йоги
Любая мировая религия включает в себя любовь к своему божеству и почитание его как единственно возможного всемогущего и всевидящего единого вселенского разума. Однако каждое религиозное течение подразумевает различные методы выражения этой любви. В большинстве религиозных верований эта любовь – только безусловное подчинение, полное осознание своей зависимости от милости божества и ничтожности перед его властью. Но бхакти йога проповедует иной подход. В ней любовь – это путь и способ познания бога, выражение своей признательности за собственное существование, возможность соединения с божественной сущностью через чувство безграничной любви.
В древней индуистской философии эта практика относится к четырём базовым формам йоги. Она представляет собой развитие любви к богу путём бхакти, то есть служения ему с преданностью и любовью. Многочисленные индуистские священные книги пропагандируют её как самую быструю и лёгкую форму йоги. Она наиболее близка и понятна европейцам, так как понятие любви к богу существует и в христианстве, мало того, там утверждается, что «Бог есть Любовь». Это близко индуистским учениям, где высшее божество представляется в виде универсального безупречного разума, наделённого пониманием и любовью ко всему сущему.
Древние писания «Бхагавад-гита» описывают четыре формы йоги, в которых рассматриваемый вид йоги считается наивысшим:
- Бхакти йога
- Карма йога
- Джнана
- Раджа
Все остальные виды йоги могут считаться подготовкой души и тела к служению бхакти. Они развивают способности человека, подготавливают его дух и тело к осознанию своего единства в любви со своим высшим духом. Существующие в индуизме практики, основанные на бхакти, носят название движений бхакти.
Разновидности бхакти в кришнаизме
Древние греки признавали несколько различных видов любви, осознавая, что любовь – это очень широкое и всеобъемлющее понятие. Они отличались друг от друга тонкими нюансами и направленностью на объект. Одно дело – любовь к женщине, совсем другое – поклонение перед божеством или силами природы. Любовь могла быть страстью, преданностью, спокойной дружбой и так далее. Нечто подобное наблюдается и в йогической практике. Чувства к богу могут выражаться по-разному и приобретать различные смысловые оттенки.
Согласно трудам древних мудрецов, можно выделить 5 основных бхава, или видов бхакти:
- Шанта – нейтралитет
- Дасья – подчинение (слуга – господин)
- Сакхья – дружба
- Ватсалья – родительские чувства
- Мадхурья – страсть (влюблённость)
Бхакти йога позволяет выбрать наиболее подходящий из перечисленных видов. Он должен быть по душе человеку и идеально соответствовать его мировоззрению и душевному настроению. Началом движения бхакти считается признание абсолютного величия божества. Оно состоит из того, кто служит, собственно служения и стороны, это служение принимающей.
Высшее состояние души – это любовь. Через неё познаётся истина. Индуисты считают высшим проявлением любви к божеству Мадхурья-бхава, то есть высокое чувство к богу как к своему возлюбленному, единственному суженному, с которым верующий считает себя единым целым. В этом и состоит суть практики этой формы йоги.
Поклоняющиеся Вишну насчитывают 9 форм бхакти йоги. Бесконечно светлой и чистой любви к богу можно достичь, следуя одному из следующих путей:
- Шравана – прослушивание священных книг, писаний и преданий о божестве с постоянным произнесением и восхвалением его имён.
- Киртана – восхваление деяний божества с воспеванием его священных имён.
- Смарана – постоянное медитативное состояние на деяния, имена и личностные характеристики божества.
- Пада-севана – персональное, глубоко личное служение богу.
- Арчана – в индуистской практике это поклонение одной из мурти (изображений, статуй и так далее) божества.
- Вандана – молитвы богу.
- Дасья – служение для удовлетворения потребностей божества.
- Сакхья – глубокие дружеские чувства к богу на духовном уровне.
- Атма-ниведана – жертвенность, подчинение всего себя своему божеству.
Движения бхакти очень древние и в различных видах и формах присутствуют в практически всех религиозно-философских индийских учениях. Их отголоски можно обнаружить и в священных текстах, и в отношениях современных верующих к своим божествам, их воплощениям в реальном мире и в безграничном уважении и поклонении статуям и другим изображениям богов, почитании храмов и святых мест. Можно сказать, что вся Индия буквально пронизана бхакти – она полна любви, будь то крошечная букашка, священный слон, корова или человек. Здесь любовь может проявляться в разных формах – в танце, посвящённом Шиве или Кришне, музыкальном произведении, необыкновенной красоты статуе или изображении. Достаточно посмотреть, как индийцы, даже самые бедные и обездоленные, несут своим богам угощения, наряды и красивые венки из свежих цветов. В этом нет и доли рабского преклонения или страха перед возможным грядущим наказанием за прегрешения или нарушения традиций. Это любовь в чистом виде, ведь то, что они делают, связано исключительно с любовью, которую они испытывают. И это не религиозный экстаз, столь свойственный католической религии – здесь налицо великая мудрость, спокойствие просветлённой и безмерно любящей души.
Этот вид йоги позволяет человеку самому найти свой путь к божественной любви. Он должен целиком и полностью соответствовать потребностям души человека, ведь не зря говорят: «насильно мил не будешь». Все люди имеют свои особенности и тонкости душевной конституции. Кто-то по своей сути жертва и ему намного ближе будет жертвенная любовь, покорное служение богу с полным подчинением своих интересов. В этом он найдёт своё счастье. Другой чувствует своё духовное равенство с богом и готов воспринимать его как верного и любимого друга. Человек же, достигший просветления, относится к богу как к своему единственному возлюбленному, которого считает в буквальном смысле половинкой своей личности. В этом состоянии происходит полное слияние с божеством, растворение в волнах любви к нему. Такой человек абсолютно счастлив – он и есть Бог, светлая душа мира.
Отношение к бхакти ортодоксальных индусов
Бхакти йога – учение по своей сути одновременно и монотеистическое и пантеистское, так как там существует и верховное божество, и признаётся единство бога со всем сущим, окружающим миром. В некоторых своих проявлениях оно противоречит классической кастовой системе, поэтому встречает непонимание и отвержение у сторонников чёткого социального деления. В то же время люди из низших каст с восторгом относятся к бхакти и полностью её принимают, что абсолютно естественно и понятно. Говорить о всеобщей любви и терпимости к инакомыслящим в условиях строгого кастового деления не приходится. Опять-таки, здесь можно привести аналогии с христианством. Когда Иисус только начинал проповедовать, к нему в основном присоединялись отверженные, не находившие понимания и защиты в ортодоксальной иудейской вере.
Какие бы не существовали сложности в восприятии этой практики, бхакти сыграла и продолжает играть огромную роль в развитии индийского общества, да и всего мирового человечества. Она стала источником многочисленных литературных и религиозных произведений, породила множество танцев и музыки, статуй, картин и других произведений религиозного искусства. Любовь к богу стала толчком в развитии самосознания нации и её дальнейшего самосовершенствования.
Высшая цель бхакти
Бхакти йога не требует отречения от своего материального тела, голодания. самобичевания или других аналогичных экстремальных действий. Это очень гуманное и рациональное учение, направленное на развитие высшей духовности, на открытие в человеке высших связей в божеством. Для этого пежде всего нужно уйти от современного упрощённого понимания йоги как какого–то спортивного комплекса или средства для очистки энергетических каналов.
Можно сказать, что бхакти йога – это связь между душой человека и высшей духовной сущностью, обмен любовью на нематериальном уровне. В этом случае тело полностью подчиняется требованиям и нуждам души. Практикующий бхакти испытывает чувства намного более глубокие, яркие и возвышенные, чем те, которые спрособны дать обычные отношения между людьми, которые мы привыкли называть любовными.
Основная практика этого вида йоги – глубокая медитация. Человек должен постоянно ощущать тесный духовный контакт со своим божеством, буквально соприкасаться с ним душами. Нужно сконцентрироваться на своём представлении о высоких качествах бога как личности, но не существа во плоти, а высокодуховной и высокоразвитой сущности. После этого человек должен осознать, что он представляет собой не просто смертное, временное материальное тело, но душу вечную и нематериальную.
Человеческая душа испытывает неистребимое желание любви, так как это чувство и сама душа связаны неразрывной и незримой «пуповиной». Как пример единства души и любви можно привести жизнь людей, которые внезапно оказались в одиночестве. Когда-то у них была большая семья и множество друзей, дети и знакомые. Они в изобилии изливали свою любовь и чувствовали себя счастливыми. Но вот дети выросли и покинули дом, друзья разъехались, а родные умерли. Оставшись один, человек продолжает испытывать острую необходимость любить кого-нибудь. Одни заводят домашних любимцев и безмерно балуют их, стараясь максимально облегчить их существование и сделать его приятным. Другие находят себя в служении больным или отверженным людям, третьи отдают своё время и силы религии. Это все происходит из-за того, что душа не может существовать без любви, это её естественное, природное состояние.
Упражнения, которыми оперирует бхакти йога, помогают душе человека найти внутренний стержень, связь с верховным божеством, в любви к которому она познает покой и высшее блаженство. Медитации помогут погрузиться в глубины собственного подсознания, осознать свою роль как части всемирного разума и мировой души. Только почувствовав, что вы окружены любовью, можно осознать, что любовь никогда вас не покидала, ведь вы и есть любовь, а значит, едины со всем миром и богом, который этот мир создал и возлюбил.